Visa и MasterCard не оправдали опасений
Сбой в работе банковских карт, которым в конце марта пугали россиян, так и не состоялся, а следующий день икс утонет в майских праздниках.
В этом году 1 апреля многие ждали не розыгрышей от коллег или родных, а совершенно не смешных приколов от банковских карточек. К этому времени международные платежные системы Visa и MasterCard должны были перевести обработку операций по своим карточкам на российский процессинг. Тому же, кто не сделал этого до указанной в законе даты, предстояло уйти с российского рынка или внести на счет Банка России страховой депозит.
Переход на российский процессинг грозил разнообразными сбоями и технологическими катаклизмами, а отказ от него и вовсе ставил под сомнение возможность использования карточек на территории страны. Неудивительно, что российское общество ждало 1 апреля с таким же трепетом, как некогда наступления миллениума владельцы персональных компьютеров. Результат оказался схожим: ничего не произошло.
Карточки MasterCard российских банков переводились на обработку в процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК) постепенно и к 1 апреля уже научились работать без сбоев. А карточки Visa отечественных банков к этой дате и не начинали переводить на российский процессинг. Следовательно, для них ничего не изменилось, и первоапрельских сбоев по ним ждать не приходилось.
Была некоторая интрига с обеспечительным взносом Visa. Платежная система не раз заявляла, что не станет ничего вносить на страховой депозит в ЦБ. А по закону вроде бы теперь отвертеться от этого уже не могла, если собиралась остаться на российском рынке. Эксперты даже подсчитали, что до конца апреля Visa должна перечислить на счет ЦБ $60 млн.
Тем не менее 1 апреля платежная система распространила следующее заявление: «Visa всегда заявляла и продолжает заявлять о своей приверженности российскому рынку и развитию безналичных платежей в России. Мы остаемся в России и подтверждаем, что карты Visa продолжают работать в обычном режиме». Это еще больше добавило интриги.
Однако вскоре все прояснилось. Банк России продлил для Visa срок перевода своих трансакций на процессинг НСПК до 30 апреля. Банк России оперативно подготовил соответствующие изменения в положение 423-П, определяющее размер и порядок внесения обеспечительных взносов платежными системами. Это стало возможно потому, что обеим сторонам — и Visa, и ЦБ — было важнее, чтобы платежная система продолжила работать в России, чем настоять на своем. Тем более что, как сообщили в Центробанке, Visa тесно сотрудничает с НСПК. Что и подтвердил гендиректор компании Владимир Комлев на прошлой неделе: «С Visa сейчас мы оттестировали и сертификационные процедуры провели уже практически со всеми банками. На сегодняшний день это 73 из 77 банков. Мы сейчас ведем интеграционное тестирование и планируем в ближайшее время начать подключение уже в полноценном рабочем режиме банков». Так что теперь очередной всплеск интереса к этой теме можно было бы ожидать к 1 мая, но там будет не до нее.
Кредитный риск по-ростовски
В Ростове-на-Дону валютный кредит довел заемщика до расстрела главы банка и самоубийства — такой платы за финансовый риск никто не ожидал.
Тема «валютные кредиты не доведут до добра» рассматривается под тем или иным углом зрения с конца прошлого года. Депутаты разных уровней пытались их даже запретить как класс. Однако то, что произошло в ростовском Стелла-банке, даже представить было трудно. 45-летний предприниматель из Ростова-на-Дону Сергей Фельдман пришел в офис банка и убил председателя правления Дениса Бурыгина, а потом застрелился сам. Причиной стал кредит на $226 тыс.
То ли бизнесмен его просрочил и не хотел или не мог вернуть, как уверяют в банке, то ли банк мошенническим образом повторно оформил на ростовчанина новый кредит, из которого тот ничего не получил, как он утверждает в предсмертной записке. Разбираться будет следствие. Факт, который можно констатировать без оговорок,— в сухом остатке кредитного договора два трупа.
До сих пор случалось, что банки грабили, бывало и с жертвами. В январе этого года заместитель руководителя главного управления Центробанка РФ по Амурской области расстрелял трех сослуживцев. Но там была любовная история, а любовь, как известно, зла. Год назад сдали нервы у 46-летнего белгородца Александра Вдовина, когда он узнал, что у банка «Западный» отозвали лицензию. Вдовин ворвался в отделение банка с охотничьим ружьем, взял троих заложников, в том числе руководителя офиса, и потребовал вернуть 23,5 млн руб., которые доверил кредитной организации. В тот раз стрельбы удалось избежать. Но с тех пор прошел год, и общий градус нервозности, похоже, только возрастает. Все-таки пора что-то делать с валютными кредитами, пора.