"Мы проснулись от сильного толчка нашей льдины — буквально в 10 м от палатки прошла большая трещина"
Российская молодежная экспедиция "На лыжах — к Северному полюсу!" готовится встать на маршрут. В субботу участников забросили вертолетом на станцию "Северный полюс-2015" на 89 градусов северной широты. Корреспондент ИД "Коммерсантъ" Полина Никольская, которая сопровождает экспедицию, рассказала подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.
Руководят экспедицией — известные полярные путешественники — Матвей Шпаро и Борис Смолин.
Н.Ж.: Полина, здравствуйте, расскажите, где вы находитесь, и какой план у вас на сегодня?
П.Н.: Сегодня, вернее, уже вчера мы долетели на точку старта и прошли наши первые 4 км, встали на ночевку. Мы идем по льду. Я напомню, что на Северном полюсе нет суши, и под нами где-то 4 км глубины. Идем мы без рюкзаков, на поясе у каждого участника прикреплены сани специальной системой. В них находится все снаряжение, еда, вещи, и мы их фактически тащим за собой. Самое сложное — это преодолевать торосы, это такие горы льда, они неровные, они высокие, поэтому сани тяжело протаскивать вверх по ним, сани переворачиваются. Лично мне это было тяжеловато, но надеюсь, что сегодняшний ходовой день у меня получится лучше, и я справлюсь с этими неприятностями. Сейчас температура воздуха у нас около минус 30, погода чуть ухудшилась, по сравнению со вчерашним днем, ветер подул сильнее. И я вот попрошу руководителя нашей экспедиции Матвея Шпаро рассказать, как мы провели ночь, и куда мы за ночь уплыли на нашей дрейфующей льдине, где ночевали.
Н.Ж.: Матвей, здравствуйте.
М.Ш.: Всем добрый день. Вчера на вертолете нас высадили за 100 км от Северного полюса, высадка прошла удачно. Единственное, что было достаточно поздно. Мы начали двигаться в 10 часов вечера по Москве, остановились в 12 часов ночи и смогли поставить лагерь из-за сильного ветра и развести примус и приготовить еду только в 4 часа утра уже фактически. Ночь была достаточно неспокойная, потому что льды вокруг двигаются, и я, и Борис, второй руководитель, мы проснулись от сильного толчка нашей льдины, и, когда вышли, обнаружили, что буквально в десяти метрах от нашей палатки прошла большая трещина. Те торосы, о которых говорила, Полина, они как раз образуются из-за того, что льды двигаются, и где-то они расходятся, и образуется открытая вода — полыньи, а где-то они сходятся, и образуются большие торосы. Но самое важное, что ребята полны оптимизма, у всех хорошее настроение, все только что съели вкусную геркулесовую кашу, выпили чай и кофе и готовы сейчас двигаться дальше. Сегодня нам предстоит сложный день, наверное, часов десять ходовых, мы надеемся, что мы пройдем километров 12-15. И самое важное то, что мы рассчитываем, что дрейф и движение льдов будет способствовать нашему продвижению дальше на север.
Н.Ж.: Полина, насколько это безопасно вообще, то есть вот эти трещины, эти льдины, которые постоянно где-то рядом находятся, если вдруг что, вас смогут эвакуировать, например?
П.Н.: Если вдруг что, конечно, нас смогут эвакуировать. У нас есть спутниковые телефоны, и мы можем подать сигнал SOS и позвонить.