Ритейлеры остались при своих площадях
Сети товаров для дома почти перестали увеличивать помещения
В 2014 году ритейлеры товаров для дома и ремонта установили антирекорд по увеличению площадей торговых помещений, прирост которых не дотянул даже до показателя кризисного 2009 года. Выручка сетей за счет девальвации рубля и ажиотажного спроса при этом выросла сильнее, чем в стабильном 2013 году. Но по итогам 2015 года аналитики ждут сокращения темпов роста оборота.
По итогам 2014 года крупнейшие 50 ритейлеров DIY (товары для дома и ремонта) показали рекордно низкий показатель чистого прироста торговых площадей, подсчитало агентство "Infoline-Аналитика",— 203 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2009 году операторы увеличили свои площади на 209 тыс. кв. м, а в 2013-м — на 269 тыс. кв. м. При этом открытия новых магазинов обеспечили прирост площадей на 290 тыс. кв. м, что сопоставимо, например, с 2011 годом, а ухудшение показателей обусловило большое количество закрытий.
Так, из 50 крупнейших игроков рынка сразу десять сетей существенно сократили площади. Часть компаний вовсе сворачивают деятельность — в частности, международная "Хоум Центр" и новосибирская "Феникс-К" закрыли совокупно восемь торговых объектов. Другие оптимизируют бизнес, избавляясь от нерентабельных магазинов,— например, "Метрика" в течение 2014 года снизила количество точек до 100, а в 2015 году запланировала закрыть еще 15 (десять из них уже закрыты в январе). Наконец, третьи урезали площади имеющихся магазинов — так, по данным Infoline, санкт-петербургская ГК "Строитель" сократила площади гипермаркетов в Санкт-Петербурге на 6 тыс. кв. м, передав часть площадей FMCG-ритейлерам.
Замедление роста связано в первую очередь с сокращением физических объемов продаж почти во всех сегментах рынка строительных материалов, а также с перераспределением потребительского спроса в сторону более дешевых товаров, подчеркивает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Такую же тенденцию отмечают и в Leroy Merlin. "Мы заметили тренд на уменьшение потребительской корзины, что может свидетельствовать о более практичном поведении потребителей и смещении спроса в более экономичный сегмент",— говорит директор по маркетингу ритейлера Филипп Мужо.
Ситуация с доходами сетей при этом оказалась лучше прогнозов. Так, эксперты ожидали, что по итогам 2014 года рынок DIY в России увеличится на рекордно низкие за последние годы 6% в рублевом выражении. Но в итоге, по данным "Infoline-Аналитики", рост достиг почти 10% (до 1,5 трлн руб.), что даже больше роста в 2013 году. Обороты сетей был поддержаны инфляцией в условиях девальвации рубля и ажиотажным спросом в декабре 2014 года, объясняет господин Бурмистров. Однако уже 2015 год, по его мнению, может стать "провальным" для рынка с ростом лишь на 3,1%. Таких показателей не было с 2009 года, когда оборот отрасли снизился на 12%.
Впрочем, Leroy Merlin отмечает увеличение трафика и товарооборота в начале года. "Вложив деньги в товары для ремонта в ноябре и декабре, покупатели продолжили делать ремонт и покупать товары в первом квартале",— объясняет господин Мужо. Гендиректор OBI в России Иан Стрикланд признает, что ритейлер наблюдает небольшое снижение трафика, но фактические расходы покупателей растут. По его мнению, в этом году динамика потребления изменится, но не настолько негативно, как прогнозируют эксперты. В такой ситуации и Leroy Merlin, и OBI пока сохраняют планы по открытию новых магазинов. Leroy Merlin подтверждает около десяти открытий в этом году, причем ранее компания заявляла, что на каждый объект потратит по 1 млрд руб. OBI намерена открыть 18 магазинов за три года, вложив €250 млн, хотя господин Стрикланд не исключает, что темпы открытий могут замедлиться.