Баланс приостановленных операций
Россия перестала вкладываться в иностранные активы
Чистый приток валютной выручки в Россию, как и прежде, не покрывает оттока капитала, и это гарантирует дальнейшее понижательное давление на курс рубля — это показывают оценки платежного баланса ЦБ за первый квартал 2015 года. Статистика операций внешнего сектора в целом отражает резкое сокращение взаимных финансовых операций России и остального мира.
Предварительная статистика платежного баланса за первый квартал 2015 года, по сути, подтверждает тенденции, сформировавшиеся в течение 2014 года. Первая из них — продолжающееся относительно плавное (в отличие от кризиса 2008-2009 годов) снижение импорта (на 36% в годовом выражении) и экспорта (30%). В результате сальдо внешней торговли в первом квартале 2015 года сократилось на 20% — до $40,3 млрд. На фоне падения цены нефти фактически в два раза, по сравнению с прошлогодним показателем, поддержку экспорту оказывало неожиданное увеличение физического объема вывоза нефти (на 8-10%) и нефтепродуктов (на 10-15%), отмечают в Центре развития ВШЭ. Но если еще в конце 2014 года поддержку экспорту оказывал рост объема вывоза прочих сырьевых товаров, то в первом квартале их экспорт обвалился, указывает эксперт центра Сергей Пухов.
В отношении показателей экспорта экономика уже, видимо, достигла дна. Однако во втором-третьем кварталах можно ожидать увеличения импорта, который отреагирует на сезонность происшедшего за последние месяцы укрепления рубля, что подтянет импорт и, вероятно, сведет показатель профицита текущего счета фактически к нулю, считают в Центре развития и ИЭП имени Егора Гайдара. Аналитики не ожидают сильного ослабления реального эффективного курса рубля (по крайне мере, он не должен вернуться к показателям января 2015 года), но давление на номинальный курс будет расти. Хотя в первом квартале 2015 года приток валютной выручки по текущему счету был меньше чистого оттока иностранного капитала на $9 млрд (по сравнению с $22 млрд год назад), такая разница обеспечивает долгосрочную плавную девальвацию рубля. Притом что ЦБ активно использует возможность валютного рефинансирования экономики, при чистом оттоке иностранного капитала ($32,6 млрд за первый квартал 2015 года, против $47,7 млрд за первый квартал 2014 года) в такой ситуации ему придется обеспечить соответствующую поддержку на уровне $20-30 млрд в квартал, полагает Михаил Хромов из ИЭП.
В конце 2014 года основную поддержку положительному сальдо текущего счета платежного баланса (разница всех внешних торговых и неторговых операций) нетрадиционно оказали чистые валютные поступления от оплаты труда и инвестиционных доходов (см. "Ъ" от 19 января). Текущая оценка платежного баланса свидетельствует о резком падении (более чем вдвое) соответствующих чистых поступлений. Причем если сокращение вдвое выплат из РФ можно объяснить как самой девальвацией, так и уменьшением прибыли компаний, зарплат и объема реинвестируемых доходов, то такое же сокращение выплат в пользу отечественных компаний и банков эксперты объяснить не смогли — как минимум процентные ставки за границей не уменьшались. Ответ на этот вопрос о причинах такого сокращения можно будет получить не ранее чем через квартал, когда ЦБ будет опубликована соответствующая подробная статистика.
В свою очередь, отрицательный баланс финансового счета в первом квартале в годовом выражении сократился в 1,7 раза — до $27,9 млрд. Его статистика свидетельствует о том, что российская экономика в целом перестала брать в долг за границей: ее чистые внешние обязательства за квартал сократились на $31 млрд (в первом квартале 2014 года — выросли на $2,6 млрд) на фоне выплат по долгам и отсутствия новых займов и рефинансирования прежних долгов. Вместе с этим отрицательным оказалось и чистое приобретение новых иностранных финансовых активов (минус $2,8 млрд против $49,8 млрд годом ранее), главным образом благодаря распродаже в пользу выплат долгов заграничных активов банков и продажи наличной валюты (вероятнее всего населением и компаниями). Выросли вложения в иностранные активы только у нефинансового сектора (на $6,8 млрд против $28,4 млрд) благодаря прямым инвестициям заграницу на $7,7 млрд, тогда как в Россию за первый квартал 2015 года в виде прямых иностранных вложения поступило $3,3 млрд (сокращение на 71%).
"Если мы будем продолжать реализовывать антикризисные меры и поддерживать бюджетную стабилизацию, уверен, что в текущем году мы сможем увидеть увеличение интереса к российским активам и, несмотря на снижение рейтингов, приток финансовых вложений в активы РФ",— заявил на прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов. Впрочем, хотя аналитики указывают на незначительное сокращение объема бегства капитала из РФ, а по оценкам Михаила Хромова, среднее скользящее значение показателя за последние четыре квартала даже указывает на его репатриацию, в текущей ситуации пока сложно довериться этим ожиданиям.