"Важно не предать память"
Архиепископ Езрас, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви — о трагической годовщине — 100-летии геноцида. Беседовала Анна Сабова
Стоило неделю назад папе римскому Франциску назвать геноцид армян "первым геноцидом XX века", как МИД Турции заявил о "проблеме доверия" в отношениях с Ватиканом и тем снял сомнения: рана кровоточит даже век спустя. "Огонек" попросил рассказать о значении этой трагической годовщины архиепископа Езраса, главу Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви
— По многим признакам уже очевидно, что столетие геноцида армян в Османской империи — дата с мировым резонансом. А как откликнется на эту трагедию сегодня пострадавшая нация?
— Прежде всего она помнит, что проект по истреблению целого народа (последнего армянина, судя по историческим свидетельствам, организаторы резни намеревались предъявлять в музее) не был реализован. Уже одно то, что армяне сегодня отмечают столетие геноцида, означает: они победили смерть, они пережили эту трагедию.
Но в наши дни важно не предать память, за которую заплачено жизнями. Важно ответить на то безразличие, которое демонстрировала в 1915 году культурная Европа. Отдельно подчеркну, что годовщина эта касается не только армян: тогда в Османской империи истребляли всех христиан.
А еще в связи с этой датой мы хотим выразить благодарность всем народам, всем странам, которые и век назад, и сегодня противостоят злу. Россия понимает, сколь ценен мир — она слишком дорого заплатила за него в годы Первой мировой и Великой Отечественной.
— Вы духовный пастырь армянской общины в России. Скажите, как она будет отмечать эту дату?
— Пройдут службы в церквях, а во всех организованных армянских общинах — вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционный армянский памятник — каменная стела с изображением креста.— "О"), выставками архивных материалов. Главное мероприятие намечено на 23 апреля — канонизация Армянской церковью всех жертв геноцида: более полутора миллиона человек будут перечислены поименно как мученики за веру и Отечество. В божественной литургии примут участие главы различных христианских конфессий. Как только она завершится, почти во всех христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов. Мы получили благословение святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла — в этот день, важный для наших единоверных народов и сестринских церквей, к набату присоединятся и колокола храма Христа Спасителя, а соборный хор исполнит на армянском языке "Отче наш" и "Святый Боже". Богослужение намечено и на 24 апреля — это дата начала геноцида. В Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе откроется выставка "Российский взгляд на геноцид армян" — уникальное собрание документов столетней давности. Я думаю, достучимся до каждого...
— Армянская диаспора в России — не самая многочисленная, но воспринимается как одна из самых "своих". С чем это связано, на ваш взгляд?
— История не знает года, в который русские и армяне враждовали бы. У наших народов очень длинная история отношений: первые упоминания об армянах встречаются в русских летописях IX века, то есть еще в Киевской Руси. Личный врач князя Владимира по происхождению был армянином. Насколько я знаю, армянские корни были даже у его жены, византийской царевны Анны, как и у 11 императоров Византии, замечу в скобках. Полагаю, эти связи укрепились благодаря общности культурных ценностей.
— И что диалог культур так сразу и начался? В истории армянской общины в России совсем не было трудных периодов?
— Вот смотрите, у меня на столе брошюра "Армяне в России", 1906 год, автор — Алексей Дживелегов. Цитирую. "Армянский вопрос, собственно говоря, сводится к тому, что армяне отказываются целовать руку, которая наносит им удары... Так было всегда в Турции, так обстоит дело теперь и в России... Дондуков (князь Александр Дондуков-Корсаков, 1820-1893 — главноначальствующий гражданской части на Кавказе.— "О") получил полномочия, и в 1885 году было закрыто на Кавказе около 500 армянских церковно-приходских школ. Около 30 тысяч там воспитывавшихся детей были лишены образования. Их выгоняла на улицу полиция". Словом, все было...
А вот Петр I, например, в 1711 году издал знаменитый указ: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда". Как бы то ни было, наши предки оставили нам наследие, и мы хотим показать, что оно священно. Многие герои, которых армянский народ дал в годы Великой Отечественной войны, были сыновьями семей, спасшихся от геноцида. Маршалы Баграмян, Бабаджанян, Худяков, Аганов, адмирал Исаков... А сколько таких сыновей еще могло бы быть среди полутора миллиона жертв?! Мы должны все сделать для общения без блокад и границ.
— За 100 лет со времени геноцида открылись подробности той трагедии. Но многие детали отходят на второй план. Например, один из организаторов геноцида Энвер-паша плотно сотрудничал с большевиками, был послан на Туркестанский фронт, где воевал с басмачами, к которым потом и переметнулся. Допустимо ли такое забывать?
— Историю нельзя искажать. Человек — слабое существо, он не может жить и не грешить, но, споткнувшись, нужно иметь смелость, чтобы признать свою вину. Наша задача не найти врагов и отомстить им, а показать, до чего может дойти зло, когда остается безнаказанным.
Опасно воспринимать то событие сегодня как что-то нас не касающееся. Достоевский сравнивал мир человеческой жизни с океаном: бросишь в воду камень — и от него до самого берега разойдутся волны. Если где-то начинается война, она захватывает все человечество. Человек должен сам осознать свой грех, осудить его, покаяться и захотеть исправиться — только тогда трагедии не повторятся ни в Европе, ни в Камбодже, ни в Руанде, ни на Украине. Нельзя быть равнодушным к беде любой нации — в горе нет национальности, это общечеловеческая беда.
— Неужели никто, кроме России, не откликнулся и не пришел армянам на помощь в 1915 году?
— Нет, конечно. 600 тысяч армян были спасены как беженцы в эти годы, но рассеяны миру. Например, приюты для детей-сирот, спасшихся от геноцида, появились в Сирии, в Америке, в Европе. Армянский народ не забывает, какие страны в эти страшные годы были рядом. И это благодарность всему здравомыслящему человечеству, которое реагировало на наше горе как на свое. К тому же преступление против древнейшего христианского народа и его культуры стало первым актом геноцида ХХ века, за ним последовали другие.
Были, конечно, и есть попытки найти какие-то объяснения произошедшему задним числом, отстраниться от той трагедии. Но это ненормально для всех справедливых людей. Поймите, мы ведь боремся не только за себя и свои ценности, но и за свою ответственность перед будущим наших детей. Мы живем, но мы помним.
— После Первой мировой войны во многом именно благодаря России армянский народ сохранился как нация. При этом сама Армения ужалась в несколько раз. Герой армянского народа Андраник Озанян был генералом царской армии и удерживал территорию, от которой большевики затем отказались. Стоит ли помнить об этом? Или удобнее забыть, чтобы не омрачать отношений?
— Нельзя ничего забывать — ни хорошее, ни плохое. Восточная Армения благодаря России была спасена. В советский период вообще на одной территории мирно сосуществовали десятки разных народов. А сегодня?.. Кто мог представить, что Украина способна объявить войну тем, кто в ней живет? Армянский геноцид и ситуация на Украине — это проявления одного зла, одной ненависти к человеку, к брату по вере. Система ценностей разрушена, уровень морального развития людей не соответствует уровню развития современной цивилизации.
Конечно, на совести большевиков страшный геноцид в отношении религии. Но что происходит сейчас? В Багдаде в церковный праздник взорвали бомбу у католического храма. Накануне юбилея геноцида взорвали армянский храм в Дейр-эз-Зоре, построенный на костях невинных людей (храм в память о геноциде 1915 года в Сирии, где захоронены сотни его жертв, взорвали в прошлом году боевики "Исламского государства".— "О"). А как поступили в Сирии с городом Кесаб, населенном армянами? Справедливый мир должен остановить эту разрушительную силу, а я считаю это своим священным долгом. Только начинать надо с самого себя. Бессмысленно критиковать тьму — надо зажечь одну свечу и тьмы не будет. Если в душе будет мир, а в голове — истинные ценности, человек не будет сеять зло. А если мир только на языке, то будущего нет.
Владыка Езрас
Архиепископ Езрас (в миру Мкртич Григорьевич Нерсисян) — патриарший экзарх, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, младший брат Католикоса всех армян Гарегина II.