«Десятки процентов экономии на светодиодах — реальный факт»
В прошлом году группа компаний «Детский мир» открыла несколько десятков магазинов — в том числе флагман в бывшем здании «Военторга» на Воздвиженке. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса группы компаний «Детский мир» Вячеслав Хван — о развитии компании в кризис.
— Кризис на темпах вашего развития не сказался вовсе?
— В 2014 году мы открыли 56 новых супер- и гипермаркетов — это самое большое количество магазинов за несколько последних лет. В 2015 году мы планируем открыть как минимум столько же.
В новых условиях нам приходится более детально оценивать параметры новых проектов. Мы еще внимательнее относимся к партнерам и состоянию их бизнеса: не секрет, что многие девелоперы финансируют строительство за счет привлеченных средств. Понятно, что в новых условиях далеко не всем удастся завершить проекты в заявленные сроки.
В большинстве торговых центров отмечается снижение посещаемости. К сожалению, это было ожидаемым явлением, однако хочется надеяться, что не только ритейлеры, но и арендодатели будут активнее работать над привлечением посетителей в свои торговые комплексы.
— Раньше стоимость аренды торговых площадей часто номинировали в долларах или евро. В конце прошлого года ритейлеры начали биться за то, чтобы перевести ставки в рубли. Вам это удалось?
— Со второй половины прошлого года мы проводим активную работу по переводу ставок в рубли и фиксации верхних границ валютных коридоров по всем нашим валютным договорам. Если нам не удается договориться — мы уходим. В 2014 году так было с двумя магазинами, которые нам пришлось закрыть. Для всех новых проектов мы рассматриваем только рублевые ставки, либо договоры, ставки в которых номинированы в валюте, но с жестко закрепленной верхней границей коридора на весь срок аренды.
— В 2014 году московская розница ввела в оборот рекордный объем новых торговых площадей. Значительная часть пока пустует. Вы, однако, открываете новые магазины. Это специфика рынка детских товаров?
— Я бы скорее отметил устойчивость бизнес-модели нашей компании. Она позволяет нам развиваться в условиях, которые вы описываете. При этом мы видим, что далеко не все участники рынка двигаются с той же динамикой.
— Десятки лет ваш бренд ассоциировался со знаменитым магазином на Лубянке. После того как ваша компания покинула свое историческое здание, как я понимаю, «Детский мир» не имеет к нему никакого отношения?
— Действительно, теперь «Центральный детский магазин» и «Детский мир» - это две разные компании. Но «ЦДМ» продолжает ассоциироваться с «Детским миром», так как многие жители нашей страны неразрывно связывают это место исключительно с нами, для многих поколений россиян «Детский мир» — единственный и любимый магазин детских товаров. С одной стороны, нам это очень приятно, с другой стороны, ряд скандалов, которые потрясли вновь открывшийся ЦДМ, негативно отражаются и на нашем бренде, который упоминается в публикациях по ошибке.
— Зато прошлым летом вы обзавелись новым флагманским магазином — в бывшем здании «Военторга» на Воздвиженке. Что делает его особенным?
— Я считаю, что сегодня наш магазин на Воздвиженке — главный детский магазин страны. Почему? На рынке детских товаров нет полноформатных магазинов, предлагающих все категории детских товаров на такой площади и с таким широким ассортиментом: 7 тыс. кв. м — это в пять раз больше нашего традиционного формата. Наполнить такой большой магазин теми же товарами, что есть в любом другом «Детском мире», значило бы обмануть ожидания покупателей, поэтому мы существенно расширили ассортимент.
Большое внимание мы уделили элементам оформления флагмана. Так, например, на первом этаже стоит настоящий вертолет «Ми-2». Чтобы он смог попасть внутрь, пришлось разбирать фасад здания.
В флагмане десятки интерактивных зон, в которых родители и дети могут весело провести время: тир, гоночный трек, детский кинотеатр, зона 3D-реальности и многое другое. В магазине использовано инновационное торговое оборудование. Благодаря адаптированной высоте торговых полок покупатели смогут просматривать практически весь зал из любой точки, например, наблюдать за тем, чем занят ребенок, а расширенные проходы между рядами позволяют удобно передвигаться по магазину мамам с колясками.
— Насколько успешным с финансовой точки зрения оказался флагманский магазин на Воздвиженке?
— Уже со второй недели с момента открытия в августе 2014 года наш флагман вошел в топ-3 магазинов сети по выручке и количеству посетителей.
— Этот магазин вы создавали вместе с партнерами?
— Безусловно, наши стратегические партнеры приложили усилия к тому, чтобы магазин удался. Например, компания Philips, с которой мы давно сотрудничаем, предоставила нам технологии освещения, которые выполняют не только базовую функцию, но также позволяют нам фокусировать внимание посетителей на определенных торговых зонах или группах товаров.
— Как это устроено?
— Мы можем подсвечивать выделенные зоны, на которые хотим обратить внимание посетителей, например, выделяя таким образом специальные предложения. Это можно успешно реализовывать во время проведения различных промоакций или поступления новых коллекций, на которых нужно сделать акцент.
— Мы говорим о светодиодах?
— Да, именно. Важным критерием в пользу выбора светодиодов для нас стала возможность экономии операционных расходов — в данном случае расходов на электроэнергию. Годовой объем расходов на электроэнергию для нас измеряется в сотнях миллионов рублей. В 2014 году мы стали использовать светодиодное оборудование в ряде новых магазинов, а также тех, которые мы реконструировали. Анализ данных показал, что десятки процентов экономии электроэнергии, которые декларируют производители светодиодного оборудования,— реальный факт. В масштабах нашей сети — это возможность для существенной экономии.
— Но и стоят эти системы значительно дороже. После девальвации рубля вложения в такие системы себя все еще оправдывают?
— Базовая стоимость комплекта светодиодного освещения на один магазин существенно выше традиционного. В связи с ослаблением рубля этот разрыв увеличился. Привлекательность проектов снизилась, однако продолжает оставаться достойной рассмотрения.
— У детского магазина есть специфические требования к освещению?
— Особенных требований нет. Скорее мы стараемся создать комфортный для посетителей уровень освещенности.
— Какие новые магазины вы собираетесь открывать?
— Мы продолжаем фокусироваться на наших традиционных форматах, которые доказали свою эффективность. Это магазины площадью 1,2–1,4 тыс. кв. м. С 2014 года мы стали открывать магазины с площадью от 650 кв. м. Отвечая на вопрос «где?», скажу, что в 2015 году мы будем открывать магазины преимущественно в торговых центрах — в различных городах нашей страны. Стоит добавить, что мы с большим интересом рассматриваем помещения и в «стрит-ритейле».
— Будут ли еще флагманы?
— Мы рассматриваем возможности для открытия флагманских магазинов как в Москве, так и за ее пределами. Так, в конце прошлого года мы открыли наш флагманский магазин в Санкт-Петербурге (площадью свыше 3000 кв. м) в торговом центре «Галерея».