Вся надежда на государство
административный ресурс
Если раньше рынку лизинга недоставало платежеспособных клиентов, то сейчас его рост ограничивает нехватка заемного финансирования на приемлемых условиях. Вся надежда на государство: от него лизингодатели ждут антикризисных мер.
Рост лизингового рынка — наглядный индекс модернизации экономики, убеждены эксперты. По мнению генерального директора ГЛК "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, "в сложившихся условиях именно лизинг может стать тем инструментом, который обеспечит мощный импульс для развития предприятий и получения финансирования для новых проектов". "Государственная поддержка сегменту лизинга нужна прежде всего для обеспечения реализации приоритетных направлений экономической политики",— подчеркивает Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "Трансфин-М". Он напоминает: практически нет ни одной отрасли экономики, которая может окупить кредит из расчета 20% годовых, маржу лизинговой компании и при этом заработать прибыль для себя. При этом для банков лизинговые компании более надежные заемщики, чем лизингополучатели. Ведь, в отличие от кредита, лизинг гарантирует целевое расходование средств на приобретение оборудования. Даже в случае дефолта лизинговая компания возвращает банку имущество.
"Важно определить приоритетные отрасли и ввести программы субсидирования",— убежден Зотов.
Вмешательство государства наиболее актуально сейчас, во время экономического спада. Гендиректор "Регион Лизинга" Рустем Мухамедов напоминает, что лизингодатели столкнулись с резким ростом кредитных ставок, усугубленным дефицитом ликвидности. "Это привело к проблемам с финансированием проектов для большинства потенциальных лизингополучателей". Сейчас на первое место выходит нехватка заемного финансирования в достаточном объеме и на приемлемых условиях. "В январе--феврале сделки практически не осуществлялись, сейчас рынок немного оживился. Все будет зависеть от банковского сегмента, насколько быстро ставки вернутся на приемлемый уровень и от мер государственной поддержки",— подчеркивает эксперт. "Господдержка лизинга должна быть частью антикризисных мер государства",— заявляет Оксана Евтушевская, руководитель JCB Finance в России и СНГ. Эффективность принимаемых мер зависит от конкретных регионов, от доступного бюджета, от выстроенной работающей прозрачной процедуры субсидирования в регионе. "В кризис возникает вопрос с бюджетами, но если не будет налаженного порядка своевременного выделения средств, то даже и при наличии ресурсов поддержка окажется неэффективной",— отмечает госпожа Евтушевская. Так как основная проблема рынка лизинга сегодня дороговизна кредитных ресурсов, основная помощь государства участникам рынка выражается в финансовой поддержке: выделяются субсидии в части процентной ставки по платежам, на компенсацию расходов на аванс по лизингу, а также предоставляя доступ лизингодателям к госфинансированию через Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).
Специальные программы предусмотрены и для отдельных отраслей. Так, по словам Дмитрия Зотова, вагоностроители могут рассчитывать на программу субсидирования процентной ставки на покупку инновационных вагонов, включает до 90% рефинансирования в первый год. Кроме того, для поддержки других отраслей было принято постановление правительства РФ N1044 от 11 октября 2014 года "Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования". "Однако банки пока отвечают, что лизинговые компании не могут получить данную субсидию, так как покупают имущество на себя, а лизингодатель, как собственник имущества, не подпадает под действие постановления",— отмечает господин Зотов. В результате МСП-банк выдает финансирование под лизинговые сделки с малым и средним бизнесом, а сама программа содержит ограничения по перечню деятельности лизингополучателя. По мнению участников рынка, в сложившихся экономических условиях государству стоит усилить меры по поддержке отрасли. Максим Агаджанов отмечает, что следующим этапом поддержки может стать реализация федеральной программы, в рамках которой будет производиться возмещение предприятиям стратегических отраслей, инновационным компаниям, а также субъектам малого бизнеса части лизинговых платежей при покупке нового импортозамещающего оборудования. Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться и в форме предоставления гарантий со стороны государства.
Также необходимо более четко проработать механизмы получения субсидии и больше информировать как лизингодателей, так и лизингополучателей о существующих госпрограммах и том, как в них участвовать. Кроме того, государство может оказать помощь в планировании объемов производства для стратегически важных отраслей, помощь в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и переоборудовании, напоминает господин Зотов. "Поддержка нужна как лизинговым компаниям, так и бизнесу. Лизингодатель в данном случае выступает как инфраструктура для доставки этой помощи до конечного получателя",— подчеркивает эксперт. Среди тех, кто ищет механизмы, делающие лизинг привлекательным инструментом для банков, лизингополучателей и государства,— "Сбербанк Лизинг". По словам Кирилла Царева, и. о. генерального директора компании, именно сейчас она добивается включение лизинговых сделок в перечень возможного рефинансирования.