Стоит ли учить бизнес бизнесу?
Предприниматели считают специальные знания необходимыми для успеха
В ситуации кризиса, когда предприятия стремятся максимально сократить расходы, траты на обучение могут показаться непростительной роскошью. Однако если рассматривать предпринимательство как драйвер экономического роста, то значение специальных экономических знаний для бизнеса существенно возрастает. Наблюдатели уверены, что бизнес-образование будет пользоваться еще большим спросом, если учебные центры будут более гибки в построении программ и выборе форм обучения.
Теория и практика
Существует мнение, что бизнесмена делает практика, а все остальное — ненужная трата времени. Действительно, среди успешных предпринимателей процент специалистов с экономическим образованием невысок. Согласно опросу Глобального мониторинга предпринимательства, большинство бизнесменов занялись предпринимательской деятельностью, связанной с их основной специальностью (повара занимаются ресторанным бизнесом, модельеры открывают швейные мастерские и т. п.). 40% респондентов открыли собственное дело, когда не смогли найти работу, и их бизнес зачастую не связан с основной специальностью. Свои знания о ведении бизнеса они получили в «школе жизни». С одной стороны, это может служить доказательством торжества практики над теорией. В этом отношении интересны результаты опроса, который провел НОУ «Университет „Синергия“». 100% опрошенных бизнесменов сообщили, что занялись бизнесом, не имея специальных экономических знаний. Своими бизнес-достижениями они обязаны собственному опыту, как положительному, так и отрицательному. С другой стороны, все они уверены, что современному предпринимателю бизнес-образование необходимо. Причем в необходимости знаний убеждаются не только представители крупных компаний, но и предприниматели из сектора МСБ. «Если до конца 2014 года мы работали в основном с крупными клиентами, то в последние месяцы к нам все чаще обращаются представители малого и среднего бизнеса, которые осознают, что их текущих знаний недостаточно для того, чтобы конкурировать на рынке»,— констатирует Валерия Лущикова, маркетолог компании Eduson.tv.
Спрос есть
Некоторые участники рынка бизнес-образования отмечают, что спрос на образовательные программы в конце 2014 – начале 2015 года снизился. Другие говорят не о снижении, а, скорее, о перераспределении спроса.
«Ориентируясь на спрос на наши открытые тренинги, могу сказать, что он снизился на 30%. Что же касается индивидуальных (в корпоративном формате) тренингов, мы видим рост интереса к ним в среднем на 20%», — комментирует Инна Алексеева, генеральный директор компании PR Partner. «Наиболее продвинутые предприятия практически не сокращают обучающие программы, понимая, что в кризис надо привлекать лучшие кадры, удерживать существующие, захватывать новые рынки и получать новые возможности для своего развития»,— констатирует Борис Федосимов, генеральный директор АО «Холдинг „Люди Дела“». Есть спрос и на «грамотных» менеджеров среднего и высшего звена для бизнеса. «В период сокращения расходов, в том числе и на персонал, необходимо иметь специалистов с хорошей подготовкой»,— подчеркивает Вера Стародубцева, глава ACCA Россия (The Association of Chartered Certified Accountants — Ассоциация квалифицированных сертифицированных бухгалтеров). Некоторые работодатели готовы сами отправлять сотрудников на учебу, причем за свой счет, подтверждает Марина Кудряшова, менеджер по маркетингу компании HeadHunter в Южном федеральном округе.
«В ноябре 2014 – феврале 2015 мы провели опрос среди владельцев и генеральных директоров российских компаний. По данным этого опроса, 58% компаний, несмотря на экономическое обострение, планируют инвестировать в развитие,— рассказывает директор по развитию ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Мария Велли.— 8% опрошенных руководителей (владельцев бизнеса) планируют увеличить инвестиции в развитие персонала». На вопрос, стоит ли бизнес-образование того, чтобы тратить на него деньги, отвечают чаще «да», чем «нет». Так, Марина Кудряшова сообщает, что, по данным компании HeadHunter в Южном федеральном округе, большинство работодателей констатируют, что их ожидания от бизнес-обучения сотрудников оправдались полностью.
Чему и как учить
Участники рынка говорят, что спрос смещается в пользу практических знаний или же программ, в которых теория очень тесно связана с практикой. Ректор НОУ ВПО ИУБИП Имран Акперов отмечает, что участники рынка бизнес-образования сегодня, руководствуясь потребностями бизнеса, кардинально меняют свой подход к формированию программ и процессу обучения. О росте интереса к практическим курсам говорит и руководитель направлений «Проекты. Качество. Инновации» Русской Школы Управления Константин Тютюнов. «В последнее время мы зафиксировали в Школе явный прирост числа слушателей направлений „Девелопмент/Строительство“, „Управление коммерческой недвижимостью“. В этих отраслях сейчас нелегкие времена, руководители и владельцы соответствующих компаний ищут эффективные решения. Кроме того, бессменные лидеры кризисных периодов — курсы направлений „Продажи“ и „Переговоры“»,— поясняет он. Жанна Борисова, руководитель социального проекта «Мама-предприниматель» в регионе «Юг», отмечает, что особый интерес у предпринимателей вызывают такие практические направления обучения, как «Риск-менеджмент», «Стратегическое управление», «Управление изменениями».
Руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно согласен, что с точки зрения образовательных направлений наибольшей популярностью пользуются практикоориентированные программы. «Общие знания теперь не нужны, так же как и различные „корочки“. Сейчас для предпринимателя важно понимать, что перед ним стоит профессионал — практик, способный дать конкретный рецепт по выходу из сложной ситуации», — констатирует он.
Например, проблемы у предпринимателей вызывают поиски инвестора (соинвестора) для воплощения бизнес-идеи. Это было сложно всегда, а сейчас — особенно, отмечает глава комитета ТПП Ростовской области по инвестиционной деятельности Сергей Шнейдер. «Без знания технологии продвижения проектных идей, отсутствия знаний и умений в области бизнес-планирования найти инвестора или партнера очень сложно, поэтому спрос на такие знания в предпринимательском сообществе очень высок»,— резюмирует эксперт. «В кризис открываются новые возможности для предпринимателей, которые требуют новых компетенций. Например, замещение импорта в сельском хозяйстве, HoReCa и т.п. ниши, вызванные санкциями. Если предприниматель не знает английского языка, то будет правильным инвестировать в его изучение», — приводит свой пример Евгений Левкин, руководитель Альянса развития предпринимательства. Таким образом, спрос на рынке бизнес-образования перераспределяется в пользу программ, созданных специально под актуальные потребности бизнеса либо адаптированных под эти потребности. Рецептов формирования универсальной обучающей программы для предпринимателей не существует. Нужны так называемые «живые знания». Для того чтобы стать конкурентоспособными на рынке, компании, занимающиеся бизнес-образованием, должны постоянно работать над наполнением программ. Это затраты, которые окупаются, уверены эксперты. «Нам приходится корректировать содержание курсов, рассматривать вопросы под углом улучшения эффективности и оптимизации процессов, создавать блок курсов по антикризисному управлению. И, как показывает наш опыт обучающей компании, спрос есть всегда»,— рассказывает Юлия Луценко, бренд-менеджер информационно-обучающего центра ЦНТИ «Прогресс».
В условиях экономии бизнес выбирает те программы, в которых можно получить необходимые знания с меньшими затратами, отказывается от дополнительной информации, концентрируясь на актуальной. Директор учебного центра ЗАО «Эр-Стайл» Владимир Ярецкий отмечает, что интерес аудитории смещается в сторону новых, более доступных и гибких методов получения знаний. В частности, к электронному обучению. «Эта тенденция неудивительна в условиях кризиса, ведь электронное обучение позволяет поддерживать знания на нужном уровне, обходится значительно дешевле, чем очное, и предлагает широкий выбор курсов — из Ростова-на-Дону можно получить доступ к учебным материалам во всем мире. Еще один тренд — таргетированный интерес к знаниям. Например, повышение квалификации по узкоспециализированной тематике, строго соответствующей потребностям бизнеса», — подчеркивает эксперт.
Стоимость различных курсов, семинаров, программ интенсивного обучения очень сильно различается. Цена эксклюзивных курсов начинается от 20 тыс. руб. (и более, в зависимости от продолжительности). Семинары, посвященные общим для многих предпринимателей вопросам, актуальным изменениям в законодательстве, налогообложении, обойдутся в меньшую сумму, средняя их стоимость — 5–7 тыс. руб. Наиболее дорогими, но все равно популярными остаются мастер-классы заезжих бизнес-гуру. Общение с ними может обойтись бизнесмену в 30–50 тыс. руб. за 6–12 часов занятий (один-два дня семинаров). «Рынок образования не игнорирует процессы, происходящие в экономике. Интересно, что реакции эти разные, к примеру, одни поднимают цены на свои услуги, другие, напротив, делают существенные скидки на образовательные услуги»,— резюмирует Александр Оганов, руководитель образовательной платформы UNIWEB.
Бизнес станет профессиональнее
Аналитики рынка прогнозируют, что в ближайшем будущем процент предпринимателей, получивших экономические знания не только на собственном опыте, но и с помощью преподавателей и специальных программ, вырастет. Этому способствует и политика региональных властей, направленная на поддержку предпринимательства.
Заместитель министра экономического развития Ростовской области Владислав Есин отмечает, что предпринимательство сегодня — драйвер развития региональной экономики, поэтому бизнес-образование — необходимая составляющая для ведения бизнеса и одна из важнейших форм поддержки предпринимательства. Образовательные программы, инициированные региональной властью, делают бизнес-обучение для малого бизнеса более доступным, а значит вовлекают в процесс получения специальных знаний все большее число предпринимателей. Получив базовые знания, по мере развития бизнеса предприниматели будут стремиться за счет дополнительного бизнес-образования найти решение конкретных проблем.
«Думаю, что рынок бизнес-образования вырастет на порядки,— комментирует Константин Тютюнов.— И самое его, с одной стороны, уязвимое место, с другой — перспективное — это не отсутствие спроса, а несоответствующее спросу предложение. Потребности в обучении у бизнеса потрясающие, но важно понимать актуальность любого запроса и раскрытия конкретной темы именно в тот момент, когда она востребована, а также предлагать обучение в том формате, который наиболее удобен. Учебные заведения все чаще готовы менять программы под конкретные запросы, и государство расширяет законные возможности так поступать. А уж частные учебные заведения в сфере дополнительного образования занимаются этим многие годы, иначе на рынке не выжить».