"Департамент транспорта сделает аренду торговых точек в подуличных пространствах более доступной"
Торговля в подземных переходах станет цивилизованной. А аренда для работающих там предпринимателей подешевеет в разы. Об этом заявил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Между тем, предприниматели утверждают, что на деле все обстоит иначе. И выступают против реорганизации подземной торговли, которую проводят власти. С подробностями — корреспондент "Коммерсантъ FM" Петр Пархоменко.
Остатки Черкизона — так, по словам Максима Ликсутова, в департаменте транспорта называют нынешнюю торговлю в подземных переходах и других подуличных пространствах. Сегодня там торгуют контрафактным и даже краденым товаром, нарушают все мыслимые нормы и правила Роспотребнадзора, а главное, процветают арендаторы, паразитирующие на предпринимателях. Речь идет о посредниках, арендующих площади у метрополитена и сдающих их затем в субаренду торговцам. В результате бизнесу аренда обходится в разы дороже, а паразиты-посредники получают баснословные барыши, подчеркнул Ликсутов.
"Между метро и индивидуальным предпринимателем находится до пяти посредников, забирая основную выручку и маржу, связанную с прибылью и работой в этих переходах. Цена аренды, средняя ставка у нас — 10 тыс. руб. Цена аренды по некоторым из точек в переходах составляет до 150 тыс. руб. в месяц. Разница, которую кладут в карман эти псевдопредприниматели, защитники прав среднего-малого бизнеса, составляет больше 1000% рентабельности в месяц, поэтому о каких-то интересах малого бизнеса говорить сложно", — заявил Ликсутов.
В сложившейся ситуации департамент транспорта решил сделать торговлю в переходах цивилизованной, а аренду торговых точек в подуличных пространствах более доступной. Для этого в переходах снесут старые конструкции, переходы отремонтируют, а затем построят новые торговые точки. Арендовать их смогут непосредственно предприниматели, так как субаренда по новым договорам запрещена. Новую схему организации торговли в подуличных пространствах власти уже опробовали. В качестве пилотного проекта выступила, в частности, станция Новокосино. Предприниматели, однако, отреагировали на планы мэрии митингом протеста, собравшим в начале апреля около 1,5 тыс. человек. Причина вероятнее всего в том, что слово у властей несколько разошлось с делом, в результате чего положение торговцев в подземных переходах не только не улучшилось, но ухудшилось. Это пояснил вице-президент ОПОРЫ России, глава комиссии по мелкорозничной и нестационарной торговле Владлен Максимов на примере станции Новокосино.
"Что сделал метрополитен: он сдал эту станцию целиком некой фирме без права субаренды. Насколько я понимаю, они все подуличное пространство, под станцией, сдают одним лотом, одним куском, если угодно. Мы с вами понимаем, что невозможно на одной станции продавать чулки и пирожки и чинить часы, телефоны. Один оператор этого не может делать, это и ежу понятно, поэтому, разумеется, фирма стала сдавать все это в субаренду. В результате — не знаю, как сейчас, но — совсем недавно была полупустая, все ставки, которые там предлагаются, видимо, неподъемные", — рассказал Максимов.
Господин Максимов пояснил, что запрет на субаренду можно легко обойти, например, заключив вместо нее договор о совместной деятельности. Что, скорее всего, и сделала фирма, выигравшая конкурс на аренду площадей у станции Новокосино.