Хорошо забытое новое

Апрель 2015

По тенденциям Baselworld часовщики и журналисты гадают на будущий год. Гадание получается как на знаменитой картине Латура из Музея Метрополитен, где четыре цыганки окружают молодого франта и обещают ему по линии судьбы табуны блондинок и брюнеток, меж тем методично освобождая его от тяготящей собственности. Если не смотреть по сторонам, погонишься за золотыми горами да уйдешь с пустыми карманами.

Алексей Тарханов

Классическая уловка

В моменты кризиса у часовщиков есть верная карта — традиции. Любая сомнительная ситуация больно бьет по авангардистам и обогащает традиционалистов. Не время сейчас выходить на рынок с новыми марками и удивительными механизмами. От добра добра не ищут. Лучше всего идут круглые золотые часы с тремя стрелками. Люди вспоминают, что такие же часы носили их родители, а до того — родители их родителей, значит, они не утратят стоимости и не выйдут из моды.

При этом иногда забывается одно, но важное правило. Традиционные часы должны делать традиционные марки. Если у вас лет сто пятьдесят за плечами, ваш трехстрелочник демонстрирует уважение к истории и незыблемым ценностям. Если вы вчера родились, выступление с классическими часами обнаруживает в вас человека малоизобретательного и жадного.

Даже завзятые традиционалисты среди молодых делают часы, которые ни в коем случае нельзя спутать со старыми. Тем не менее в этом году очень немногие осмелились выступить с механизмами, которые на жаргоне часовых журналистов называются "адскими бобышками". Нет на них сейчас спроса, клиенты хотят райского хорового пения золотыми и платиновыми голосами.

Верные люди

Та же любовь к классике прослеживается и в оргвопросах. Давно уже на часовой сцене не появлялся какой-нибудь молодой и бесшабашный генеральный директор. В новые кресла пересаживаются старые кадры. Приходя на интервью, открываешь дверь и застываешь в изумлении перед давно знакомым человеком: "Не ошибся ли я адресом?"

По пальцам можно пересчитать случаи, когда смена руководства привела к радикальной перемене лиц. Миновали времена, когда часовыми марками отправляли руководить специалистов по косметике или шампанскому. Теперь назначения осторожны, чужим здесь не место — новички должны пройти школу жизни не в Johnson & Johnson, а среди часовых и ювелирных грандов — в Rolex, Cartier или Swatch Group.

Результат, с одной стороны, обнадеживающий — в том смысле, что часовое дело в надежных руках. С другой — что нового может привнести менеджер, побывавший уже в двух-трех часовых домах? Это свидетельствует как о бедности кадров, так и о назревающей смене поколений. Тем более что в новом году швейцарской часовой промышленности придется столкнуться с противником не менее мощным, чем когда-то японские "кварцевые" марки, сами превратившиеся сейчас (пример тому Seiko) в больших традиционалистов.

Дни рождения часов

По традиции на Baselworld отмечаются юбилеи культовых часовых моделей. Разумеется, дни рождения отмечаются с дальним прицелом — выбираются именно те модели, которым суждена долгая дальнейшая жизнь в линейках марок.

Среди главных событий в этом году сорокалетие Bvlgari-Bvlgari. Часы с крупной надписью на кольце циферблата появились в память о римской монете с именем цезаря — владельцы марки увлекались нумизматикой. Этот образ, 40 лет назад придуманный для поощрения клиентов Bvlgari, стал знаменитым и, похоже, положил начало часовой логомании. Никогда раньше имя марки еще не подавалось с такой торжественностью.

Десять лет назад тогдашний глава Breguet матерый Николас Хайек показал новую линию Tradition, ясно, как на ладони, представлявшую основные часовые изобретения золотого века механики. С тех пор эти часовые музеи на руке появляются каждый год — в 2015-м в линии вышел замечательный минутный репетир.

Рядом с 240-летней Breguet молодая марка Bell & Ross тоже празднует десятилетие своих часов BR01. Эта модель оказала в 2005 году не меньшее влияние на часовой дизайн, чем золотая монета Bvlgari четыре десятилетия назад.

Десять лет исполнилось знаменитой модели Hublot — придуманной Жан-Клодом Бивером Big Bang. Правда, если когда-нибудь речь зайдет о музее, у хранителей разбегутся глаза. Хотя часы Big Bang всегда узнаваемы, за свою жизнь они представали в сотнях вариантов и сочетаний. И эти варианты и сочетания вовсе не исчерпаны. Сейчас у Hublot есть замечательные концептуальные часы, но недаром когда речь идет о программах, связанных с интересами миллионов, будь то концерты Depeche Mode, бег Усейна Болта или футбольный чемпионат мира в Бразилии, отвечают за это именно биверовские Big Bang.

Говорящие часы

Рядом с торжествующим традиционализмом появилась вторая, такая же мощная тенденция — коннектированные часы. А точнее — смартфоны на запястье, с которыми собирается прийти на часовой рынок мировой гигант Apple. В Европе они поступают в продажу как раз сегодня. С начала апреля вы могли, предварительно записавшись и выстояв очередь, подержать их в руках и решить, готовы ли вы заплатить от €400 до €18 000. Забавная деталь: в парижских магазинах время, на которое айвоч были готовы оставить у вас в руках, прямо зависело от стоимости модели, на которую вы встали в очередь.

Кажется, что вторая тенденция находится в полной противофазе с первой. Но на самом деле в Базеле стало ясно, что традиционный год дает швейцарской часовой индустрии шанс хотя бы задержать стремительное продвижение американцев. Сразу несколько марок выступили с инициативой не вешать на запястье экран, а снабдить традиционные часы модулем для связи с телефоном. Клиентам предлагают не выбирать между швейцарскими часами и американскими телефонами, а получить сразу и то и другое.

Швейцарцам повезло и в том, что внутри страны массовые продажи часов Apple начнутся не так уж скоро. Часовщики здесь имеют некоторый запас времени. Трудно поверить, но логотип, похожий на яблоко, в Швейцарии еще не вакантен — он зарегистрирован на малоизвестных часовщиков и будет принадлежать им вплоть до декабря. Пока же на BaselWorld сразу несколько марок выступили с умными, а точнее, с поумневшими, часами. Трудно сказать, насколько они будут использоваться, но связь часов с телефоном позволит преодолеть главный недостаток электронных моделей — довольно сложные способы подключения различных функций. Простота айфона здесь послужит на пользу умным часам — ими стало гораздо удобнее управлять.

КАЛЕНДАРЬ С ЧАСАМИ: 2015

Следующий, третий в 2015 году, выпуск "Стиля-Часы" выйдет в конце сентября. Он будет посвящен моделям, созданным лучшими мануфактурами специально для благотворительного аукциона Only Watch в Монако. Четвертый, последний в этом году, номер "Стиля-Часы" появится в середине ноября и расскажет о победителях главного часового конкурса мира Grand Prix d'Horlogerie de Geneve.

Вся лента