Списочное состояние
Как физическое лицо может оспорить свое попадание под санкции ЕС
Санкционный список Евросоюза, ограничивающий право физических лиц въезжать в страны ЕС и держать там собственность и капиталы, продолжает расти. Между тем юридически каждый из фигурантов списка может оспорить свое попадание под санкции — как через суд, так и по внесудебной процедуре, связавшись с Советом ЕС по электронной почте.
Согласно европейскому законодательству, процедура исключения из черных списков ЕС может быть применена в различных случаях: например, после смерти лица, попавшего в санкционный список, или если его занесение в него было ошибкой. Впрочем, изучив европейские юридические инструменты, "Власть" пришла к выводу, что даже у тех фигурантов, чье попадание в список было не случайным, формально есть два пути для опротестования ограничений при жизни.
Первый, общеизвестный,— обращение в Европейский суд или в национальный суд одной из стран Евросоюза. Как подтвердили "Власти" в Европейском суде, из граждан России в суд обратился только Аркадий Ротенберг: бизнесмен оспорил решение ЕС, предусматривающее замораживание активов и визовые ограничения. По данным итальянской газеты Corriere della Sera, прошлой осенью власти Италии наложили арест на принадлежащие бизнесмену активы и недвижимость общей стоимостью €30 млн.
Между тем, по словам источника "Власти" в структурах ЕС, возможность подать судебные иски заинтересовала не только господина Ротенберга. "Кроме него еще несколько россиян, попавших в санкционные списки ЕС, хотели бы добиться отмены санкций через суд или Совет ЕС, и их адвокаты ранее обратились за разъяснениями к европейским чиновникам",— пояснил собеседник "Власти". Впрочем, официальные источники подтверждать эту информацию отказались.
Согласно европейской санкционной практике, второй путь — опротестовать свое занесение в списки самостоятельно, направив "ходатайство о пересмотре решения с указанием имеющихся замечаний" напрямую в Совет ЕС. Как подтвердил "Власти" один из собеседников в структурах ЕС, информация об обеих возможностях доносится обычно по почте до тех, "чей почтовый адрес, неважно, рабочий или домашний, известен".
Остальных фигурантов списка о внесудебном способе выразить свой протест Брюссель уведомляет коллективно. Информация публикуется в официальном журнале ЕС сразу же вслед за публикацией черных списков. В таком уведомлении в общих чертах сообщается, за что введены санкции; дается рекомендация обратиться в представительство соответствующей страны--члена ЕС, если против вас были введены санкции, ваши средства были заморожены, а вам нужны деньги "на удовлетворение базовых потребностей"; наконец, сообщается о возможности обратиться в суд ЕС или напрямую в Совет ЕС.
"Теоретически совет обязан в каждом случае отправлять уведомления, однако на практике это происходит не всегда,— рассказала "Власти" британский юрист Майя Лестер, представляющая в Европейском суде интересы ряда российский истцов.— При этом мой опыт показывает, что попутно с обращениями в Европейский суд в переписку с советом вступают практически все фигуранты".
Шансы снять санкции в порядке обращения в совет малы, так как здесь речь идет о политических решениях ЕС
"Заявление подают в общий секретариат совета, который вынес ограничительные меры (в данном случае это Совет по внешней политике ЕС). Далее точная процедура нигде не прописывается публично, возможно, есть внутренний документ о порядке рассмотрения таких жалоб",— говорит доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. А собеседник в Брюсселе пояснил "Власти", что все подобные вопросы по географическому признаку попадают на предварительное рассмотрение рабочей группы Совета ЕС по Восточной Европе, Южному Кавказу и Центральной Азии (COEST). Однако решение, по словам чиновника, принимается уровнем выше, то есть не на уровне рабочей группы, а на уровне руководства совета.
Собеседники "Власти", впрочем, дают понять, что к обращению в совет стоит прибегнуть параллельно судебной процедуре. "Шансы снять санкции в порядке обращения в совет крайне малы, так как здесь речь идет о согласованных политических решениях ЕС, и, чтобы кого-то исключить из санкционного списка, опять нужно согласованное решение всех стран, что в контексте сегодняшних событий представляется практически невозможным",— напомнил Николай Топорнин. По его словам, с этой точки зрения "более перспективным" выглядит обращение в суд, "который в своих решениях руководствуется правом, а не политикой".
Хотя в обоих случаях процедура может оказаться затянутой и неэффективной, примеры исключения из санкционных списков, так называемого де-листинга, есть, и неудивительно стремление попавших в немилость депутатов и политиков использовать все возможности. По данным европейского онлайн-издания EUobserver, еще в прошлом году в COEST были направлены аналогичные запросы от нескольких граждан Украины, попавших под санкции, в том числе от экс-премьера страны Николая Азарова и его сына Алексея, обратившихся за поддержкой в юридическую компанию Alber & Geiger, а также сына экс-президента Украины Александра Януковича и бизнесмена Сергея Курченко. В итоге в начале марта, когда Совет ЕС продлевал ограничительные меры против ряда граждан Украины, было принято решение в отношении четырех человек прекратить действие санкций уже в начале июня. Тем самым из санкционного списка были исключены Алексей Азаров, бывший замглавы администрации президента Андрей Портнов, экс-глава СБУ Александр Якименко и Игорь Калинин.
"В любом случае если кто-то подал индивидуальную петицию в совет, то мы об этом узнаем, когда совет вынесет решение. До этого процедура носит конфиденциальный характер,— пояснил господин Топорнин.— Зато свежий пример де-листинга советом есть по Белоруссии, ведь против них санкции ЕС действуют уже восемь лет. Совсем недавно совет исключил 24 человека из санкционного списка, но и тут нельзя с уверенностью сказать, жаловались ли сами белорусы или совет просто учел какие-то новые обстоятельства".
Попытки требовать пересмотра санкций небесполезны, уверены юристы. Только за последний год индивидуальные ограничительные меры были отменены и в отношении нескольких фигурантов черных списков Евросоюза из Сирии и Ливии, в том числе кузена полковника Каддафи Ахмеда Мохаммеда Каддафа ад-Дама, а также Мухаммеда Нидаля аш-Шаара, бывшего министром экономики и торговли Сирии в 2011-2012 годах. Впрочем, по словам источника "Власти" в структурах ЕС, для попавших в санкционные списки ЕС россиян ситуация осложняется тем, что с марта этого года под первые санкции ЕС подпали "сепаратисты и те русские, которые поддержали аннексию Крыма и способствовали ей". "И этих людей можно, соответственно, вычеркнуть из списков только при условии возвращения Крыма Украине",— уверен собеседник "Власти".
Опрошенные сенаторы и депутаты Госдумы РФ, попавшие в санкционный список, не слышали ни об уведомлениях, ни о возможности писать в Совет ЕС. Более того, опрошенные "Властью" участники списков заявили, что не намерены прибегать к процедуре опротестования по другим причинам.
Но я ничего обжаловать не собираюсь, потому что, если я так сделаю, это будет означать, что я туда стремлюсь
Первый зампред комитета Совета федерации (СФ) по международным делам Владимир Джабаров сказал, что не получал никаких документов о включении его в санкционные списки. "Но я ничего обжаловать не собираюсь, потому что, если я так сделаю, это будет означать, что я туда стремлюсь. А я не стремлюсь",— сказал он.
Глава комитета СФ по обороне Виктор Озеров рассказал, что "персонально получал письмо только от итальянской фирмы по пошиву модных мужских костюмов". "Они сообщили, что проявляют с нами солидарность, и предложили бесплатно пошить пять костюмов",— рассказал господин Озеров, отметив, что он не отреагировал на письмо. Обжаловать свое включение в списки сенатор считает "ниже своего достоинства": "Я бы показал, что санкции меня чем-то задели, а они, кроме авторитета в глазах моих друзей и моей семьи, ничего мне не сделали".
"Я не получал от Европейского совета никаких уведомлений,— рассказал замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, попавший в санкционный список ЕС.— Если получу, то, может, сразу две жалобы направлю — и в Совет Европы, и в Европейский суд. А может быть, мы коллективную жалобу подадим вместе с другими депутатами, подпавшими под санкции". При этом депутат напомнил "Власти", что располагает дипломатическим паспортом, и заверил, что у него "ни разу не возникали проблемы с въездом в Европу с момента введения санкций".
Как избавляются от персональных санкций
"Власть" изучила опыт исключения граждан разных стран из черных списков.
7 мая 2013 года и 8 апреля 2014 года правительство Австралии сняло финансовые и визовые ограничения в общей сложности с 91 чиновника и бизнесмена из Зимбабве, обвинявшихся в нарушениях прав человека и коррупции. Ослабление санкционного режима последовало после достижения соглашения между президентом страны Робертом Мугабе и лидером оппозиции Морганом Тсвангираи об урегулировании политического кризиса и конституционной реформе. Сам Мугабе, его супруга Грейс и еще пять руководителей силовых ведомств Зимбабве по-прежнему остаются под санкциями Австралии.
9 декабря 2014 года суд Европейского союза постановил исключить из санкционного списка ЕС белорусского бизнесмена Владимира Пефтиева. Бизнесмен попал в список в 2011 году как "человек из ближнего круга" президента Белоруссии Александра Лукашенко и его семьи, "главный экономический советник" и "ключевой спонсор режима Лукашенко" после жесткого подавления выступлений оппозиций, последовавших за президентскими выборами в декабре 2010 года. Суд признал, что у Европейского совета не было достаточных оснований давать Пефтиеву такие характеристики и, соответственно, вводить против него санкции.
19 декабря 2014 года Совбез ООН снял санкции с сомалийского полевого командира Мохамеда Саида Атома. Один из ключевых лидеров исламистского движения "Аш-Шабааб" попал под финансовые и визовые ограничения в 2010 году за "похищения людей, пиратство и терроризм". В июне 2014 года он заявил, что разрывает связи с "Аш-Шабааб" и намерен участвовать в мирном процессе урегулирования кризиса в Сомали, что послужило основанием для решения Совбеза. При этом в отношении Мохамеда Саида Атома продолжают действовать санкции со стороны США.
5 марта 2015 года Совет ЕС не стал продлевать введенные за год до этого санкции в отношении четырех граждан Украины: бывшего замглавы администрации свергнутого президента Виктора Януковича Андрея Портнова, сына экс-премьера Николая Азарова Алексея Азарова, бывших руководителей СБУ Игоря Калинина и Александра Яковенко. Решение было принято из-за отсутствия достаточных доказательств причастности фигурантов к хищениям государственных средств во время правления Януковича у правоохранительных органов Украины. В то же время в списке лиц, чьи активы подлежат замораживанию по тем же основаниям, остались 18 украинских чиновников, в том числе сами Виктор Янукович и Николай Азаров.