АвтоВАЗ не глохнет
На фоне падения рынка автопроизводитель показал прибыль
По итогам работы в первом квартале АвтоВАЗ получил прибыль в размере 796 млн рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года автопроизводитель получил убыток в размере 2,938 млрд рублей. АвтоВАЗу удалось улучшить показатели, несмотря на общее падение рынка на 36 %. На предприятии положительные результаты, в первую очередь, объясняют тем, что им удалось нарастить долю рынка до 19 %. Аналитики не исключают, что АвтоВАЗ может закончить весь год с прибылью.
Чистая прибыль АвтоВАЗа по итогам первого квартала 2015 года составила 796 млн рублей, следует из отчетности компании по РСБУ. За аналогичный период прошлого года автопроизводитель получил убыток в размере 2,938 млрд рублей. Относительно первого квартала 2014 года выручка АвтоВАЗа выросла на 5,2 % — с 45,486 млрд рублей до 47,811 млрд рублей, говорится в сообщении пресс-центра компании. Операционный убыток за первые три месяца 2015 года составил 81 млн рублей по сравнению с операционным убытком в размере 1,5 млрд рублей за тот же период прошлого года, добавляют на АвтоВАЗе. Напомним, убыток автопроизводителя по РСБУ в 2014 году составил 25,4 млрд рублей, что в 3,7 раза больше, чем в 2013 году.
Отметим, что АвтоВАЗу удалось улучшить показатели, несмотря на общее падение рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в марте упали на 42,5 %, до 139,9 тыс. машин. А за три месяца с начала года объем продаж сократился на 36,3 %, до 383,7 тыс. автомобилей. АвтоВАЗ сократил в марте продажи Lada на 26 %, до 27,4 тыс. машин.
«В прошлом году мы повысили качество и увеличили долю рынка (с 15,9 % в первом квартале 2014 года до 18,5–18,7 % в первом квартале 2015 года. — „Ъ“), что помогло нам улучшить показатели первого квартала. Но даже этими результатами мы не можем быть удовлетворены: в условиях падающего рынка нам необходимо уменьшать постоянные затраты и снижать цены на закупаемые материалы. Поэтому мы продолжаем работать по программе сокращения затрат. Она состоит из 180 пунктов и включает в себя, в том числе, реструктуризацию базы поставщиков», — приводит слова президента АвтоВАЗа Бу Андерссона пресс-центр компании.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев напоминает, что при анализе результатов по РСБУ нужно помнить о том, что в такой отчетности «показывается та чистая прибыль, которую желает видеть бухгалтер или собственник». «Поэтому она не показательна с точки зрения бизнеса, а является лишь бухгалтерским индикатором и ориентиром для налоговой службы», — говорит господин Деев. В то же время, по его мнению, «отечественные автомобили, особенно Lada, действительно могли внести позитивную динамику в этот показатель». «В то время как продажи иномарок стремительно сокращаются, потребители обращают внимание на их более дешевые отечественные аналоги. Это и помогло предприятию выйти в прибыльность», — рассуждает Артем Деев.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, АвтоВАЗ улучшил показатели по ряду причин. «Во‑первых, это может объясняться существенным сокращением расходов компании, оптимизацией структуры и численности, повышением эффективности деятельности. Во‑вторых, у компании резко выросли прочие доходы, что также способствовало получению прибыли в первом квартале 2015 года. В‑третьих, у компании увеличились продажи, и она подняла цены на свою продукцию, что позволило получить чистую прибыль. АвтоВАЗ в данном случае получил выгоду из-за изменения курса рубля, так как у него почти все комплектующие и запчасти производятся в России, а у конкурентов часть поставок идет из-за границы, и поэтому отпускные цены на их автомобили выросли сильнее, что и помогло АвтоВАЗу», — объясняет господин Баранов.
Аналитики не исключают, что 2015 год АвтоВАЗ закончит с прибылью. Напомним, в этом году автопроизводитель намерен получить прибыль в размере 5 млрд рублей. «Если ситуация на автомобильном рынке будет улучшаться и продажи будут расти, то тольяттинский автопроизводитель сможет существенно нарастить выручку. Продолжение политики сокращения издержек, повышения эффективности деятельности и увеличения прочих доходов может увеличить прибыль АвтоВАЗа, поэтому шансы на получение 5 млрд прибыли есть», — считает Дмитрий Баранов.