Владимиру Путину покажут малую розницу
Реформа сетевой торговли продолжается
Небольшим ритейлерам нужны налоговые льготы и освобождение от избыточного госрегулирования, что позволит за счет развития мелкой торговли создать канал сбыта для продукции небольших фермерских хозяйств и производств. Для этого бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает законодательно разделить регулирование крупных федеральных ритейлеров и местных сетей. В конце мая эти идеи будут представлены президенту Владимиру Путину.
"Ъ" ознакомился с проектом ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который будет представлен президенту РФ Владимиру Путину в конце мая. В нем господин Титов, в частности, предлагает "разделить правила регулирования для крупных федеральных и региональных сетей, мелких сетей и торговых объектов". Руководитель экспертного центра при омбудсмене Анастасия Алехнович пояснила, что речь идет о создании более благоприятных условий ведения бизнеса для мелких сетей, управляющих одним-пятью магазинами. Примером этого, по словам госпожи Алехнович, может стать выведение небольших ритейлеров из-под контроля Россельхознадзора, что исключит дублирование его полномочий с Роспотребнадзором. Кроме этого небольшие ритейлеры должны получить право продлевать свои договоры аренды без конкурса, льготы по налогу на имущество и на прибыль (как для субъектов малого и среднего бизнеса), продолжает собеседница "Ъ".
В Россельхознадзоре сообщили, что с ними вывод мелких торговцев из-под контроля ведомства не обсуждался. "Контроль необходим для любых предприятий, продающих продукты питания,— подчеркнул пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко.— Мы давно предлагаем ввести систему сквозного мониторинга производимой и ввозимой в страну продукции, это позволило бы избежать дублирования полномочий, сохранив контроль качества".
По мнению Анастасии Алехнович, поддержка мелкой розницы позволит открыть каналы сбыта небольшим местным фермерским хозяйствам и перерабатывающим предприятиям, которые не могут попасть на полки крупных сетей из-за недостаточного объема производства. Она отмечает, что омбудсмен поддерживает стратегию развития торговли (см. "Ъ" от 30 сентября и 26 ноября 2014 года), которую разработал Минпромторг, и предлагает перенести ее положения в закон. В министерстве сказали, что не получали инициативы Бориса Титова. В начале года Минпромторг утвердил свою Стратегию развития торговли до 2020 года, в которой также сделана ставка на мелкую розницу (небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей, ярмарки и др.). В документе предлагается, например, предоставлять мелким торговцам альтернативное место под магазин, если занимаемый предпринимателем участок понадобилось освободить. Кроме этого для защиты небольших магазинов от крупных форматов Минпромторг рассчитывает ввести дополнительное согласование на местном уровне при решении о выделении земли под строительство больших торговых объектов.
По оценке агентства "Infoline-Аналитика", доля современной розницы (дискаунтеры, супер- и гипермаркеты, специализированные сети и несетевые магазины с открытой выкладкой) составляет около 60% в структуре оборота российской розницы. Десять крупнейших ритейлеров контролируют 22% рынка продовольствия и напитков, годовой оборот которого, по данным Росстата, превышает 12 трлн руб.
Председатель координационного совета Союза независимых сетей (объединяет региональных игроков) Олег Пономарев рассказал, что союз принимал участие в обсуждении инициатив господина Титова и поддерживает их. "Крупная розница имеет очень большую рыночную силу, несопоставимую не только с мелкими игроками, но даже со средними региональными сетями",— пояснил он. В объединении согласны с необходимостью устранять многочисленные дублирующие функции проверяющих органов, отметил господин Пономарев. В Ассоциации компаний розничной торговли, объединяющей федеральных ритейлеров, также знакомы с предложениями бизнес-омбудсмена, но не поддерживают их, сообщил ее исполнительный директор Андрей Карпов.