Атомный фундамент Арктики
"Без ледокольного сопровождения ни Севморпуть, ни разработка углеводородов в Арктике не имеют перспектив",— убежден ВЯЧЕСЛАВ РУКША, генеральный директор "Атомфлота".
"Росатомфлот" обеспечивает ледокольные операции в направлении и на акватории порта Сабетта в период с ноября по июнь. Например, с декабря 2013 года по ноябрь 2014 года осуществлено 34 ледокольные проводки. Объем перевезенных грузов составил 1,1 млн тонн.
Уже сейчас в загрузке западного района Севморпути проект "Ямал СПГ" играет ключевую роль. К 2021 году объем экспорта СПГ и конденсата из порта Сабетта составит 17,6 млн тонн. За один год нам предстоит обеспечить ледокольную проводку 225 судозаходов в порт, осуществляемых газовозами дедвейтом 90 тыс. тонн. Они будут выходить из Сабетты каждые 40 часов.
По нашим подсчетам, этот проект даст нам до 40% от общей загрузки ледоколов предприятия. Контракт ФГУП "Атомфлот" с "Ямал СПГ" подготовлен до 2040 года.
Текущие грузопотоки ФГУП "Атомфлот" обеспечивает четырьмя ледоколами. Два из них работают с "Ямал СПГ" и Новопортовским месторождением. 20 февраля состоялась первая зимняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения компании "Газпром нефть". Когда добыча нефти с Новопортовского месторождения выйдет на проектную мощность, экспорт углеводородов составит 8,5 млн тонн в год.
Мы уверены, что проекты по добыче углеводородов станут драйвером развития инфраструктуры Северного морского пути. Сегодня судоходство из Европы в Азию и обратно по арктическим трассам является экономически выгодным. Но без ледокольного обеспечения ни Севморпуть, ни разработка углеводородов не имеют перспектив. Сейчас без преувеличения можно сказать, что атомный ледокольный флот является фундаментом, обеспечивающим освоение и развитие Арктики.
Ледоколы проекта 22220 способны обеспечить круглогодичные ледокольные проводки танкеров по всей акватории Северного морского пути. Мощность универсального атомного ледокола класса ЛК60 — 60 МВт. Его ширина 34 м, что на 4 м больше ледоколов типа "Арктика". Двухосадочные атомоходы могут эффективно работать на высокоширотных трассах и в устьях рек.
Но даже такому мощному ледоколу не по силам в одиночку обеспечить круглогодичную проводку по всей акватории Севморпути более двух газовозов класса Arc-7 в месяц. В перспективе для обеспечения круглогодичного транзита в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона половины продукции "Ямал СПГ" потребуется пять атомоходов, включая три универсальных атомных ледокола.
5 ноября 2013 года на ООО "Балтийский завод — Судостроение" был заложен головной ледокол класса ЛК60. Согласно условиям контракта, его строительство должно быть завершено в декабре 2017 года. В мае прошлого года госкорпорация по атомной энергии "Росатом" заключила контракт с ООО "Балтийский завод — Судостроение" на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220. Сроки их сдачи — декабрь 2019 года и декабрь 2020 года.
Сейчас Крыловский научный центр занимается разработкой ледокола-лидера. Его мощность — 110 МВт. Атомоход такого типа будет способен в одиночку совершать сквозные проводки по акватории Северного морского пути и высокоширотным приполюсным трассам.