Роскошь под вопросом
Ирина Урнова о выставке What is Luxury?
В лондонском Музее Виктории и Альберта 25 апреля открывается выставка What is Luxury?, посвященная, как видно из названия, роскоши во всех ее проявлениях. Точнее, во всех ее значениях.
Собрав в пространстве музея сто предметов, которые, по мнению кураторов, отражают саму суть роскоши, организаторы выставки копнули гораздо глубже, нежели просто выставили напоказ дорогие и мало кому доступные вещи. Они попытались осмыслить, как изменялось представление о роскоши в истории человечества, насколько оно зависимо от социальных и культурных контекстов и даже от географии. Причем не стоит забывать о том, что сам музей расположен практически в эпицентре лондонской роскоши, окружен чуть ли не самыми дорогими в городе магазинами, ресторанами и недвижимостью — кураторы и сами обращают на это внимание зрителей, полагая, что пришло время осознать, что это такое, почему все именно так и кому предназначено. Но было бы большой ошибкой ожидать, что на выставке вы окажетесь в английском варианте Оружейной палаты или Алмазного фонда.
Среди экспонатов, конечно, есть некоторое количество бесспорно дорогих предметов "не первой необходимости" — например, кожаное седло от Hermes, марки, которая считается чуть ли не синонимом слова "роскошь". Есть и усыпанная бриллиантами, рубинами и сапфирами золотая корона. Но выставлено там также и украшение Nora Phor, которое состоит из тысячи сотканных вручную из нейлоновых нитей сфер (а ведь казалось бы, что нейлон против золота?), или созданное с помощью лазера платье Voltage Dress бренда Iris Van Herpen. Все это, безусловно, очень дорого, но главное — это потраченные на изготовление предметов усилия, знания, умения и время. Тут надо сказать, что выставка поделена на четыре части.
Первая, Creating Luxury, как раз рассуждает о том, как создаются предметы роскоши — вещи, требующие от их создателей особых способностей и затрат времени. И о том, что некоторые вещи намеренно (или по вине обстоятельств) создаются в единственном экземпляре, становясь таким образом "еще более роскошными". Сумка, требующая работы десятка мастеров высшего разряда,— это, безусловно, вещь роскошная. А если она еще и единственная во всем мире (или хотя бы в вашем городе), то она получает дополнительную стоимость.
Вторая часть — A Space in Time — предлагает рассмотреть, возможно, гораздо более важный аспект роскоши: ее прямую зависимость от отношения со временем и пространством. Роскошь позволить себе никуда не спешить, вообще не вставать сегодня с кровати, если захотелось. Не спускаться в метро и не ждать в очереди или, перелетая с континента на континент, навсегда забыть, что такое зимняя слякоть. Роскошь, которую, казалось бы, нельзя выразить в предметах, хотя и это кураторам символически удалось, к примеру, с помощью часов Second Space Traveller Watch by George Daniels — хитрого двойного механизма, лишенного привычных стрелок.
В третьей части, которая называется Future for Luxury, выставка переходит к размышлениям о том, как меняются представления о роскоши по ходу истории, о том, есть ли у нее будущее и каким оно будет.
Например, всего несколько десятков лет назад телевизор был непозволительной роскошью для большинства (теперь от него некуда деться), зато это был мир до химических удобрений — целый мир с пометкой organic. Сколько людей сегодня могут позволить себе роскошь экологически чистых натуральных продуктов? А когда человечество использует всю нефть и, соответственно, останется без ее производных, станет ли ныне вездесущий пластик, страшно подумать, предметом роскоши? Если да, то не впервые в истории, о чем на выставке особо забывчивым настойчиво напоминают предметы промышленного дизайна середины прошлого века наряду с работой Гангджана Куи "The Rise of Plasticsmith" ("Расцвет пластикового мастерства"), посвященной китайскому городу Дацин, одному из крупнейших мировых центров нефтеперерабатывающей промышленности, счастливое постиндустриальное будущее которого вызывает большие сомнения.