За стеклом
Константин Заболотный о новой жизни бренда Tod's
Раньше об итальянской марке Tod's, принадлежащей сейчас видному бизнесмену в третьем поколении Диего делла Валле, было принято говорить исключительно как об обувной. Действительно, самой известной продукцией, носящей это имя, стали мокасины gommino со 133 резиновыми шипами на подошве. Да и само производство разместилось в области Италии Марке, известной своими обувщиками. Прародителем современной компании можно считать небольшую мастерскую по починке обуви, хозяином которой был дед ее нынешнего владельца, Филиппо делла Валле. В 1940-х его сын расширил бизнес, превратив крохотную мануфактуру в большое производство, но продукцию выпускал не под своим именем, а для сторонних брендов. Дорино, отец Диего, часто брал его с собой в деловые поездки — и очень часто в Америку, где находились главные заказчики. Там молодой предприниматель делла Валле увидел в витрине одного из нью-йоркских магазинов мокасины, сделанные неизвестным португальским мастером. "Они показались мне занятными,— признается сейчас Диего,— но сделаны они были ужасно, никакого качества. Правда, именно они стали отправной точкой для создания новой модели мокасин". Он захватил их с собой в Марке и превратил в первоклассный продукт, используя мощности отцовской фабрики и опыт ее работников. Тогда же было придумано имя J. P. Tod's (позже упрощенное). "Мне хотелось, чтобы имя моей компании произносилось во всем мире так же легко и было так же узнаваемо, как Chanel, Hermes или Apple",— рассказывает владелец бизнеса о том, почему он решил отказаться от традиционного названия компании по фамилии основателей в пользу придуманного и ни с чем не связанного. "Мне было важно, чтобы оно везде произносилось так, как пишется",— замечает Диего. Сейчас его бизнес — уже полноценная люксовая группа, названная Tod's Group, в которую также входит французский обувной бренд Roger Vivier, итальянский Hogan, известный своими удобными кроссовками, популярными благодаря тому, что они дают возможность любому выглядеть на пару сантиметров выше, а также производитель преимущественно верхней одежды Fay, доходы от деятельности которых позволяют делла Валле находиться в первой тысяче миллиардеров мира по версии Forbes.
Хотя марка Tod's была преимущественно обувной, время от времени она выпускала одежду из кожи или замши, куртки, рубашки и пиджаки, тем самым демонстрируя, что знаменитое итальянское производство может шить не только мокасины, классическую обувь или сумки, но и достаточно сильно в производстве крупных предметов. Именно по ним можно было судить о феноменальных возможностях Tod's добиваться поразительной выделки кожи — на ощупь она напоминала шелк. Увидев в развитии направления одежды большой потенциал, Диего делла Валле нанял двух талантливых дизайнеров: Алессандру Факкинетти, ранее работавшую на модный дом Valentino,— ей было отдано направление женской одежды, и Андреа Инконтри, который отвечает за мужскую линию. Полноценную мужскую коллекцию, которая появилась с этого весенне-летнего сезона, теперь составляют не только сумки, рюкзаки, кроссовки и ботинки, но и архитектурного кроя одежда, главным качеством которой тем не менее является удобство. Она представлена замшевыми и хлопковыми куртками с четырьмя накладными карманами, двубортными костюмами черного, чернильного и бежевого цветов, яркими бирюзовыми и шоколадного цвета рубашками из замши, а также серыми брюками из того же материала, по крою похожими на джинсы. Главным орнаментом стал флористический — мелкие цветы, напоминающие о полотнах художников-пуантилистов, или же крупные листья, как на коллажах Матисса.
Для обновленного бренда была подготовлена и особая рекламная кампания. Фоном для нее послужил известный объект и жилой дом американского архитектора Филипа Джонсона — так называемый стеклянный дом, возведенный в начале 1950-х в Коннектикуте и вдохновленный работами Людвига Мис ван дер Роэ. Этот дом с полностью стеклянными стенами, возвышающийся над землей на десять дюймов и смотрящий на озеро, по признанию самого Джонсона, стал его "полувековым дневником". В итальянской марке выбрали этот дом не просто так. Для нее он стал отправной точкой новой жизни, но жизни с ценным, почти столетним багажом. Получившаяся рекламная кампания выпущена в рамках проекта "Italian Travel Diary" ("Итальянский дневник путешествий"), где Tod's открыли первую главу, чтобы рассказать о путешествии итальянского стиля по всему миру. А прозрачные стены "стеклянного дома" символизируют полную открытость итальянского стиля этому самому миру. В январе во время Недели моды эта рекламная кампания была представлена прямо напротив парадного входа в уменьшенной копии "стеклянного дома" во дворе виллы Некки, в которой традиционно проводятся презентации коллекций одежды и аксессуаров бренда.