Ничего наличного
МТС снижает комиссию за прием платежей абонентов
МТС намерена снизить вознаграждение банкам, ритейлерам и владельцам сетей терминалов, которые без комиссии принимают наличные платежи у абонентов этого оператора. Размер вознаграждения может быть уменьшен до 0,008% от суммы платежа, в результате чего МТС может сэкономить несколько миллиардов рублей. Конкуренты МТС считают, что такие действия обернутся ростом комиссии для абонентов.
С 1 мая 2015 года МТС снижает до минимума вознаграждение для партнеров, которые принимают наличные платежи за услуги оператора и не взимают комиссию при оплате с абонентов, рассказали “Ъ” источник на рынке связи и собеседник в одной из платежных систем. В основном это банки, ритейлеры и компании, управляющие сетями терминалов. Эту информацию подтвердил представитель МТС Дмитрий Солодовников, отметив, что «за счет таких мер компания планирует стимулировать безналичные платежи и платежи без комиссии для абонентов». Источник в МТС сообщил “Ъ”, что комиссия в сторону платежных агентов будет снижена с 0,7% до 0,1%. По данным собеседника “Ъ” среди платежных агентов, вознаграждение будет снижено еще значительнее — до 0,008%.
Представитель «Связного» Мария Заикина подтвердила, что компания получила от МТС уведомление об изменении условий сотрудничества по приему платежей. «Мы заинтересованы в лояльности наших клиентов и их комфорте, поэтому не планируем резких изменений в условиях предоставления сервиса платежей в пользу МТС. Пока они будут по-прежнему приниматься без комиссии»,— сообщила госпожа Заикина. В Московском кредитном банке (МКБ), через банкоматы которого можно зачислять деньги на счета МТС, также получили уведомление о снижении вознаграждения. «На клиентах банка это не отразится. Увеличение комиссии при платежах за сотовую связь в устройствах самообслуживания для клиентов МКБ не планируется»,— сообщили в пресс-службе МКБ. Представитель Qiwi отказался от комментариев. Директор департамента по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора ChronoPay Кирилл Белоус сообщил “Ъ”, что ему известно о планах МТС по снижению комиссии, однако они не затрагивают ChronoPay, так как компания специализируется на безналичных переводах.
Единственный оператор «большой тройки», который раскрывает объем вознаграждений платежных агентов,— «МегаФон». Согласно отчетности за 2014 год, объем отчислений оператора за сбор платежей составил 3,994 млрд руб. Аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин считает, что у МТС объем отчислений в сторону платежных агентов примерно тот же. «Небольшие расхождения возможны в связи с тем, что “МегаФон” владеет долей в “Евросети” и принимает большое количество платежей через эту компанию, в то время как МТС долгое время не сотрудничала с “Евросетью” и старалась развивать прием платежей в собственной рознице»,— отмечает господин Либин.
Представитель «МегаФона» Алия Бекетова сообщила “Ъ”, что компания не снижала ставок агентам. «Более того, в салонах “МегаФона” клиенты могут пополнить счет любого оператора “большой тройки” без комиссии»,— напоминает госпожа Бекетова. По ее мнению, снижение ставки может привести к тому, что платежные агенты будут брать дополнительную комиссию с абонентов оператора. В «Вымпелкоме» заявили, что «компания анализирует ситуацию на рынке в данном сегменте и фокусируется на развитии онлайн-каналов платежей».
Собеседники “Ъ” на рынке финансов отмечают, что сокращение комиссионного дохода платежных систем может вызвать оживление операций по обналичиванию. Центробанк и Росфинмониторинг не раз обращали внимание на переток операций по обналичиванию с теневых площадок к платежным агентам, которые, получая наличные средства, не полностью или совсем не зачисляют их на спецсчета в банках, а продают «заказчикам» за комиссию, вместо этого получая безналичные средства на свои счета. Сокращение же легального комиссионного дохода может вызвать рост комиссии за обналичивание. Впрочем, по мнению члена экспертного совета Института финансового планирования Алексея Гусева, это может произойти лишь в долгосрочной перспективе.
Агрегаторы получили МТС-информирование
МТС с 1 декабря 2014 года сменил условия работы с SMS-агрегаторами — новые правила, как счел оператор, будут соответствовать требованиям закона «О связи» в борьбе с SMS-спамом. Однако SMS-агрегаторы утверждают, что изменения приведут к очередному повышению цен на рассылки, и не исключают, что на время сервис станет недоступен части клиентов. Банкиры допускают, что цены на SMS-оповещение могут вырасти в разы, что в конечном счете отразится на их клиентах. Читайте подробнее