Агенты под прикрытием

Воронежское медиасообщество проиграло первый суд с Минюстом

Судья первого участка мирового суда Центрального района Воронежа Татьяна Дейнека с подачи регионального управления Минюста РФ оштрафовала на 300 тыс. руб. Центр защиты прав СМИ, одну из самых авторитетных НКО региона. Организация не направляла чиновникам документы для добровольного включения в реестр «иностранных агентов», что и было расценено судом как правонарушение. Глава Центра Галина Арапова готовится к обжалованию включения НКО в реестр и штрафа. Вчерашнее решение суда, по оценке экспертов, завершило первый этап противостояния медиасообщества и чиновников Минюста.

Защита от претензий Минюста Галины Араповой и Центра защиты прав СМИ объединила воронежское медиасообщество

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

На разбирательство Татьяна Дейнека потратила четыре дня. Предметом его стал протокол об административном правонарушении, написанный сотрудницей управления Минюста Еленой Подвигиной. В нем указывалось, что Центр защиты прав СМИ добровольно не инициировал собственное включение в реестр «иностранных агентов», за что и должен быть административно оштрафован. Дать свидетельские показания автор документа смогла со второй попытки — госпожа Подвигина 13 апреля от волнения упала в обморок прямо во время заседания. Ее выступление 14 апреля не было значительно более содержательным. В ответ на вопросы Галины Араповой и поддерживавшего Центр юриста фонда «Общественный вердикт» Елены Першаковой она постоянно делала ссылки на ставший предметом разбирательства протокол, указанное в федеральном законе об НКО определение «иноагентов» и частично расшифровывающие его документы Конституционного суда РФ. Чаще всего полностью удовлетворявших представителей Центра ответов не оказывалось, а на повторные вопросы госпожа Подвигина внятно ответить не могла. К примеру, ей не удалось сообщить суду хотя бы общий смысл проанализированной ею в ходе проверки Центра 200-страничной книги «Осторожно: Экстремизм» (анализ законодательства), выпущенной Центром. В результате Галине Араповой в какой-то момент пришлось констатировать, что представительница Минюста не знает юридического определения понятия «государственная политика», а решение о признании Центра иноагентом чиновница принимала «на основании личного мнения, а не исследования». Активных возражений со стороны представителей Минюста это заявление не встретило.

Свою защиту от штрафа Галина Арапова строила не только на попытке показать незаконность самого решения Минюста о включении Центра в реестр иноагентов, но и на доказательстве того, что у организации не было оснований делать это самостоятельно. «Допрошенные в суде руководители СМИ, а также представители общественности и даже госструктуры уверены, что мы не занимаемся политической деятельностью. Более того, само управление Минюста, проводя плановую проверку летом прошлого года, в абсолютно тех же документах и фактах не увидело в нас “иностранных агентов”. Мы тоже не считаем, что занимаемся политикой. Почему мы должны были сами включаться в этот реестр?» — недоумевала она. Татьяна Дейнека своим поведением практически никак не давала понять, какой из сторон разбирательства симпатизирует, и в итоге оштрафовала центр на 300 тыс. руб. — минимально возможную по КоАП за такое правонарушение сумму.

Воронежское управление Минюста в конце февраля включило Центр защиты прав СМИ в реестр «иностранных агентов» по итогам внеплановой проверки организации, которую ведомство провело по заявлению анонимного, но бдительного гражданина. Он жаловался на то, что возглавляемая Галиной Араповой организация получает деньги из-за рубежа, а в реестре не значится. Исходя из обращений, озвученных судом, этот человек дважды просил не раскрывать его персональные данные из опасений «за жизнь и здоровье». Источник „Ъ“, близкий к воронежскому управлению Минюста, сообщил, что речь идет о некоем «К.С. Попове». В ходе проверки чиновники обнаружили иностранное финансирование Центра, которое никогда его представителями не скрывалось, а также квалифицировали как политическую деятельность госпожи Араповой. Елена Подвигина обосновала такое мнение выдержками из выступлений Галины Араповой в СМИ, где она критически отзывалась о действиях российских законодателей либо о правоприменительной практике по конкретным судебным тяжбам и законам. В Центре изначально были не согласны с этими выводами и подчеркивали, что всегда «максимально дистанцировались» от любых политических действий. Само включение в реестр Галина Арапова называла «позорным ярлыком», носить который в НКО не собираются. Действия Минюста вызвали множество критических откликов в СМИ из разных регионов страны.

Эксперты считают, что ситуация вокруг Центра «объединила разношерстное медиасообщество региона». Известный воронежский журналист Герман Полтаев считает, что «благодаря своим профессиональным и человеческим качествам» Галина Арапова и сотрудники Центра «смогли объединить необъединимое — очень разных представителей местных СМИ»: «Дело ее — правое, Галина никогда не была замечена в каких-то грязных историях. Государство в лице Минюста должно понять, что натыкается на сопротивление, которое сломить трудно. Именно после таких решений, как в отношении Центра, государство теряет доверие. О шансах в противостоянии с ним говорить сложно, но, пока есть возможность, я предпочитаю о них говорить». «Всем тем, кто сегодня принимает решения в этом споре — чиновникам, судьям, — не стоит забывать, что любая эпоха быстро проходит и потом делается стыдно за свои решения. Надеюсь, воронежское медиасообщество и дальше будет поддерживать Центр вне зависимости от позиции учредителей или редакторов. Все, что мы можем сегодня делать, — продолжать писать о противостоянии Центра и Минюста. Пикеты, митинги здесь не помогут», — резюмировал Герман Полтаев.

Всеволод Инютин, Андрей Цветков

Вся лента