"Если соберется небольшое количество умных людей, они смогут создать свободное государство"
Чех заявил о создании республики Либерленд и объявил себя ее президентом. По словам члена Партии свободных граждан Вита Едлички, государство Свободная республика Либерленд появится на территории между Сербией и Хорватией. Едличка утверждает, что, согласно договору о демаркации границ, ни одна из стран не предъявляет претензии на эту территорию. Ведущий "Коммерсантъ FM" Максим Митченков обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем, ресторатором, а по образованию психиатром.
Площадь Либерленда составляет 6 кв. км. Девиз государства — "Живи и дай жить другим". По словам Едлички, уже получены десятки запросов на получение гражданства Либерленда. Человек, претендующий на это, не должен быть коммунистом, нацистом или экстремистом. В Facebook Едличка написал, что налоги в Либерленде будут добровольными.
— Доброе утро, Андрей Георгиевич!
— Доброе утро, Максим. Доброе утро, дорогие радиослушатели. Замечательный этот парень, Вит Едличка, отличную идею придумал. Я понимаю людей, которые хотят туда записаться, для них, кстати, есть Монако, Лихтенштейн — там я был, и в Монако, и в Лихтенштейне, не раз — и Гонконг, где я пока еще не был. Я понимаю этих людей, которые хотят туда записаться, потому что надоело вот это давление везде одинаковое в крупных государствах или средней крупности. Государственная машина часто не дает спокойным людям жить спокойно. Кстати говоря, и налоги они будут платить на свое усмотрение: кто хочет, тот платит, кто не хочет — не платит, кто хочет, тот платит много, и так далее.
Реальная история, как бы ни казалась она фантастической, пока Сербия, Хорватия молчат, и я предполагаю, что они будут и не против, потому что, в отличие от некоторых стран, которые хотят умножать свои земли, не умея часто распорядиться этими землями и сами же уничтожая с помощью пожаров, наводнений и бог знает чего еще эти земли, другие страны спокойно к этому относятся, потому что прекрасно понимают, что не в размере чего бы то ни было дело. Главное, чтобы была голова и люди. Жизнь — короткая штука, на самом деле, и часто прерывается по вине государства на начальном этапе, на среднем этапе, иногда люди сами стремятся почему-то вместо инстинкта сохранения к тому, чтобы прервать свою жизнь ради каких-то эфемерных идей.
В общем, люди стремятся сбиться в какую-то небольшую кучку и быть в этой жизни счастливыми, счастливыми и не замученными дурацкими законами, в которых сквозит насилие, дурацкой идеологией, высосанной из пальца идеей, ну и так далее и тому подобное — просто жить счастливо, получать удовольствие от природы, погоды, общения, культуры, не только своей, а культуры мировой, которой навалом. И когда меня спрашивают: "а вот современный писатель и так далее, и так далее", — ребята, дорогие, не прочитано и не просмотрено такое количество мировых шедевров литературы, кинематографа, не прослушано мировых шедевров музыки, что жизни не хватит на все на это. Поэтому люди хотят получать удовольствие просто от этого и строить свое маленькое-маленькое счастливое государство. Пускай это будет утопической идеей, но сегодня, если соберется на этих 6 кв. км небольшое количество умных людей, позитивно настроенных, они смогут наверняка создать вот этот Либерленд — свободное государство.
Потому что сумела же страна под названием Монако, которая не дает гражданство никому, кроме выдающихся людей в области спорта, искусства и так далее, создать маленькое независимое государство со своим королевством, со своим замечательным, лучшим в мире, океанографическим музеем, где собраны лучшие коллекции, и жители которой себя чувствуют, как жители Либерленд, совершенно свободно, и занимается этим принц Монако.
И я вот представляю себе Либерленд, представляю Монако, как она живет: на склонах гор и скал построены дома, где на лифте ты спускаешься вниз на минус 25-й этаж, а снизу поднимаешься вверх на плюс 25-й этаж, и страна увеличивает свою площадь не с помощью захвата каких-то других несчастных государств, а с помощью насыпей, с помощью создания искусственных земель, островов. Так же, как выросла Венеция, которую я знаю и которую люблю, — на болотах, и было это столетия назад. На болотах буквально выросли потрясающие дома, огромных размеров церкви на сваях из дерева, где тысячи-тысячи и десятки тысяч свай, и люди построили это, и расписывали церкви, и жили, в общем-то, счастливо. На самом деле, Венеция очень похожа в этом смысле на Либерленд, потому что туда стремились люди — гигантская венецианская империя. Они, правда, воевали, увеличивали свои земли, но изначально построена она была именно своими руками, и именно люди убегали от насилия, от Османской империи, от агрессоров, от варваров, создавая свое государство, которое в определенный момент процветало именно за счет искусства и меценатов, которые вкладывали деньги в это искусство. Поэтому я смотрю на этот Либерленд как на начало чего-то очень-очень позитивного, и вот уж если куда ехать и быть в основе и в начале этого свободного пути, так это, конечно же, в Либерленд. Будьте здоровы, дорогие мои друзья, держите себя в руках и стремитесь быть свободными внутри себя и строить Либерленд внутри себя.