Микродолги продают за долю малую
Сбербанк избавляется от проблемного пакета
Северо-Западный банк Сбербанка РФ пытается реализовать пакет долгов малого и микробизнеса совокупным объемом примерно в 222 млн рублей по стоимости 3,5% от номинала. Эксперты коллекторского рынка констатируют, что объем долгов в кризис растет, а некоторые из них признаются, что не могут назвать предложение местного Сбербанка интересным по целому ряду причин.
Как рассказали участники финансового рынка, в прошлом месяце Северо-Западный банк Сбербанка предложил коллекторам выкупить пакет долгов малого и микробизнеса примерным объемом в 222 млн рублей. "Видимо, желающих особо не нашлось, потому что по мере истечения срока на продажу банк стал выходить на все новых игроков — небольшие коллекторские агентства, юристов в регионе и так далее", — рассказывает источник, пожелавший остаться анонимным.
В самом Северо-Западном банке Сбербанка отказались от комментариев.
Эксперты говорят, что объем долгов, безусловно, растет — эта тенденция сохраняется последние годы. Что касается самой попытки продать пакет просроченной задолженности, то ее называют логичной, поскольку банк работает над чисткой своих активов. Следует понимать, что из-за объективных причин — снижения экономической активности в стране и осложнений в финансовом положении многих компаний — сектор малого бизнеса оказался под ударом не меньшим, чем заемщики-физлица.
Некоторые специалисты довольно скептично оценивают потенциальный успех попытки Северо-Западного банка реализовать этот пакет долгов.
Павел Бородкин, генеральный директор коллекторского агентства АФПБ, говорит, что реальные сделки проходят в последнее время по цене в диапазоне 1-2% от номинальной стоимости. "Однако Сбербанк часто выставляет более высокую стоимость, исходя из своего понимания целесообразности продажи пакета задолженности. Нам она кажется завышенной минимум в два раза", — говорит он.
То, что претенденты на покупку долгов не выстраиваются в очередь, господин Бородкин связывает с тем, что инвесторы коллекторских агентств все жестче относятся к показателю ROI, то есть к возврату инвестиций, закладывают все больший процент. "А коллекторы при такой стоимости пакета не могут показать достаточный уровень эффективности, чтобы окупить вложения и оправдать надежды инвестора. Банки сегодня не готовы принять предложения с более низкой ставкой, так как не видят в этом своей выгоды. Коллекторы же не могут выставить большую цену ввиду прогнозных ожиданий по сбору: они значительно ниже, чем это было в период, когда экономическая ситуация в стране была более благоприятна и взыскивать долги было проще. В этом плане момент для продажи пакета просроченной задолженности МСБ выбран не совсем удачно: если бы это было сделано после завершения кризисных явлений, то оценить перспективность взыскания было бы намного проще", — констатирует господин Бородкин.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что предложение регионального Сбербанка может быть интересным. Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства, отмечая, что долги такого рода достаточно редко продаются, говорит, что предложение Сбербанка в любом случае может быть интереснее прочих из-за более тщательной проверки заемщиков.
Поясняя причину, по которой Северо-Западный банк Сбербанка мог обратиться к коллекторам с предложением выкупить долги, господин Жданухин подчеркнул, что долгов становится все больше, а обычные банковские методы работы по такого рода небольшим корпоративным долгам часто нерентабельны, так как суды и банкротство слишком дороги.
"Вообще, мне кажется важным, что продажа долгов малого и микробизнеса может дать мощный толчок развитию средних и небольших агентств, ориентированных на корпоративное коллекторство, если им удастся найти эффективные схемы привлечения денег для выкупа долгов. Это может быть кредитование под залог купленных долгов, создание отдельных компаний для взыскания с инвесторами", — высказывается господин Жданухин.
Что же касается практики работы с коллекторскими агентствами у других кредитных организаций, то, например, ВТБ24 со второй половины прошлого года принял решение самостоятельно работать с проблемной задолженностью частных лиц, не передавая ее коллекторским агентствам.
Иван Макаров, пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО, рассказывает, что для этого еще в начале прошлого года подразделения по работе с проблемными активами, как в головном офисе, так и в региональных подразделениях банка, были серьезно усилены. "Причина отказа от взаимодействия с коллекторами лежала исключительно в экономической плоскости — ввиду изменений в макроэкономике страны агентства стали предлагать за просроченные кредиты слишком низкие, с точки зрения банков, цены. Впрочем, что касается проблемных кредитов малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, то ВТБ24 и раньше не передавал их коллекторам, действуя исключительно самостоятельно. Дело в том, что такого рода кредиты у ВТБ24 обеспечены всегда гораздо лучше, скажем, кредитов наличными, выданных частным лицам. А потому их передача на взыскание сторонним организациям никогда не была экономически оправданной", — пояснил позицию банка господин Макаров.