Спрос дал по тормозам
Квартальные продажи автомобилей в Башкирии установили антирекорд
Первый квартал установил антирекорд продаж легковых автомобилей в республике. Они обвалились в среднем на 56%, а по некоторым брендам до 90%. Относительно лучше обстоят дела в сегменте подержанных автомобилей — продажи там тоже упали, но вдвое меньше, а по премиальным брендам спрос даже вырос, как, впрочем, и в самом бюджетном классе автомобилей. Дилеры говорят, что готовились к снижению спроса, но не до такой степени. Большинство из них настроены пессимистично и считают, что спасти авторынок может только господдержка и лояльная политика банков.
Первый квартал, по итогам которого автодилеры собирались делать выводы о своих перспективах на этот год, показал рекордное падение продаж абсолютного большинства брендов легковых автопроизводителей. Башкирия наряду с Нижегородской областью, по данным аналитического агентства «Автостат», продемонстрировала самый серьезный обвал продаж — 56,2% и 56,6% за квартал. Средний показатель, на который снизилась реализация новых автомобилей в Приволжском федеральном округе, составил 52,5%, в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса,— 36,3%. По данным «Автостата», в январе-марте текущего года башкирские дилеры продали 8,3 тыс. новых автомобилей против 19,1 тыс. за тот же период прошлого года. По итогам всего 2014 года, напомним, спад продаж составил 15%.
С резким падением спроса столкнулись практически все автомобильные марки, но рекордное продемонстрировали Citroen — на 90%, китайские Faw — на 89% и Peugeot — на 88%. Не устояли даже самые популярные по итогам прошлого года бренды: продажи Volkswagen в первом квартале сократились на 63,4%, Renault — на 53,3%, южнокорейских Kia и Hyundai — на 42,1 и 37% соответственно. Lada, на долю которой в 2014 году приходилось 24,4% общего объема проданных новых автомобилей, продавалась хуже на 47%. Меньшее падение показали Subaru и Mercedes — на 36% и 39%.
Благоприятнее оказалась ситуация на рынке подержанных автомобилей: спрос на них тоже резко упал, но лишь на 22,2%, до 26,2 тыс. автомобилей вместо 33,7 тыс. в январе-марте 2014 года. В самом бюджетном и премиальном сегментах продажи даже росли. Например, на китайские Lifan спрос вырос на 51%, на Porsche и Infiniti — на 31% и 17%. Продажа других подержанных иномарок — Toyota, Renault, Great Wall, Hyundai, Lada, Chevrolet и Daewoo снизилась в диапазоне 20–31%.
Цены на новые автомобили из-за девальвации рубля выросли, в зависимости от производителя, на 10–40%.
Объективных предпосылок для улучшения ситуации на авторынке дилеры не видят, но надеются, что их поддержит государство. «Мы, конечно, ожидали спада продаж, но не до такой степени»,— признается генеральный директор «Автоцентр Керг Уфа» (дилер Volkswagen) Виталий Кулинка. Во втором квартале, полагает он, «ситуация может быть еще более плачевной, так как производство автомобилей снижается, а отпускная цена, по прогнозам, вырастет на 40% к ноябрю прошлого года». «Население богаче не становится и, вероятнее всего, какая-то часть дилеров вынуждена будет уйти с рынка»,— отметил господин Кулинка. В то же время директор «Автопремьер-М» (дилер Nissan) Ильдар Карачурин считает, что второй квартал может оказаться успешнее с точки зрения продаж, поскольку «рубль укрепляется и появляются программы по рассрочке платежей».
Директор ГК «Башавтоком» Евгений Астафуров полагает, что статистика продаж не отражает действительности, а реальное падение может быть ниже еще на 7–10%. «Дальше будет еще хуже,— прогнозирует собеседник,— так как у дилеров уже не останется машин по старым ценам, а покупать по новым население в прежних объемах не сможет из-за сокращения доходов». «Кредитные программы — это, конечно, хорошо, но их эффективность сильно преувеличена. Так что, по моим ощущениям, второй квартал будет еще более жесткий»,— отмечает представитель «Башавтокома». Другой фактор, не внушающий оптимизма, по его мнению, это закредитованность дилерской сети: «Судьба дилеров во многом будет зависеть от политики банков. Пока новые кредиты получить достаточно сложно — банки поставили нашу отрасль в „черные списки”. Есть надежда на то, что Госдума примет внесенный на днях закон, запрещающий продажи автомобилей вне дилерских центров. Это один из путей по спасению дилеров».