«Характер потребления медиа все равно изменится»
Интервью
С 20 апреля екатеринбургский интернет-телеканал ЕТВ меняет концепцию. Об изменениях „Ъ” рассказал генеральный директор ЕТВ Владимир Злоказов.
— Что меняется в ЕТВ?
— Это в первую очередь, по сути, новый, с нуля сделанный сайт, который помимо внешних изменений несет и сущностные изменения. Если раньше был упор на видео, то сейчас мы понимаем, что надо много текстов. На сайте размещается и видео, и фото, и комментарии экспертов, но главное — это текст. Старый сайт был не сильно для этого приспособлен. В новой концепции мы взяли за основу флагманский продукт — лонгриды (длинные тексты. — „Ъ”). Мы заложили в модель лонгрида все возможности, которые бывают. Здесь может быть большое фото, анонс эфира, инфографика, возможность для голосования. Прямой эфир с интерактивом тоже остается важным продуктом. Когда в студии идет какое-то обсуждение или интервью с экспертом или музыкантом, то пользователь на сайте может на это посмотреть. Интернет добавляет в телевизор интерактив. Мы организуем обратную связь. Можно пользоваться сайтом как вторым экраном. Смотреть видеопрограмму, писать комментарии, задавать свои вопросы. На сайте есть функция прямого видеозвонка в эфир.
— Почему вы решили пересмотреть концепцию?
— За время развития ЕТВ мы прошли несколько этапов. Это новый проект, который строится на гипотезах: они или оправдываются, или нет. Сначала мы думали, что создадим дискуссионную площадку, будут приходить люди и жарко спорить на любые заданные темы. Эта гипотеза не сильно подтвердилась. С другой стороны, выяснилось, что на площадку с удовольствием идут эксперты по любым вопросам. У нас с этим нет проблем.
ЕТВ это трансмедийный проект, в котором мы попытались соединить достоинства телевидения и интернета. Когда все говорят об интернет-телевидении, то считают, что это телевидение для просмотра в интернете. Но это заблуждение. У нас была эта модель, и она не сработала. Стало очевидно, что у телевидения и интернета разные аудитории. Хотя их интересуют одни и те же проблемы — уборка города, организация городской власти и среды, воспитание детей, здоровье, культура. Но так как аудитории разные, то и разговаривать с ними надо на разных языках.
— На чей опыт вы опирались?
— Брали лучшее из разных проектов. Это и «Афиша», и Colta.ru, и Guardian, и Haffington Post. От всех понемногу.
— Не секрет, что медиаактивы, которые вы возглавляли, выражают позицию администрации Екатеринбурга. Будет ли она оказывать влияние на редакционную политику ЕТВ?
— Нет. Но, что такое политика? Это не всегда соперничество команд, элитарных групп. Настоящая политика — это конкуренция идей и программ. Я являюсь не только директором, но и главным редактором ЕТВ. И я, например, не согласен с предлагаемой реформой местного самоуправления, согласно которой Екатеринбург предполагается разделить на семь отдельных муниципалитетов. Это может привести к тому, что развитие города просто остановится. Сейчас город способен консолидировать денежные средства для реконструкции Театра юного зрителя, а в следующем году для другого объекта — в другом районе. Если городской бюджет будет разделен, то ни один районный бюджет этот проект не потянет. Поэтому на ЕТВ мы будем выступать против реформы. Но тему плохой уборки улиц мы тоже не будем замалчивать. И это моя позиция, а не городской администрации.
— Вы не думали о том, чтобы тиражировать проект в случае удачи?
— И думали, и продолжаем думать, но в этом году приступать к реализации еще рано. А может, и нет.
— Ваши конкуренты это городские порталы?
— Параллельно я возглавляю телеканал «Студия-41» и считаю своим конкурентом и «Первый канал» тоже, а не только местные проекты. Мы боремся за одну аудиторию. Конкуренты у ЕТВ — все медийные интернет-ресурсы. Будь то сайт «Комсомольской правды» или 66.ру. Любой проект, который монетизирует аудиторию, — наш конкурент. Особенно, если у нас совпадает целевая аудитория.
— Чем ЕТВ отличается от конкурентов?
— Интерфейсом и контентом. Например, если сравнить ленту ЕТВ и городского портала 66.ру, который я считаю хорошим проектом, то заметно, что мы с ними пишем про разное и по-разному подаем информацию.
С бурным развитием интернета есть ощущение, что народ просто оглушен. На людей свалилось все: и это можно посмотреть, и то. Рано или поздно люди научатся сами критично воспринимать информацию. Мы хотим помочь им с этим. Если тебе два раза соврали на каком-то ресурсе, то ты туда больше не придешь. У нас могут быть оценочные суждения, но это мнения автора или эксперта, а фактология обязательно проверяется. Упор будет сделан на качественную журналистику.
— Сейчас качество журналистики вас не устраивает?
— Я романтик-идеалист. Считаю, что медиа должны зарабатывать на рекламе. Создавать два цикла продажи: мы вкладываемся в контент, его продаем аудитории, аудиторию продаем рекламодателю. Я за то, чтобы реклама была рекламой, а пиар — пиаром, чтобы с помощью пиара создавались информповоды, а не заказные публикации. Информационные агентства должны зарабатывать на подписке на свои ленты, а не брать деньги за появление какой-либо информации на своих лентах. Экономика на медиарынке в Екатеринбурге давно стала уродливой и привела к ухудшению качества журналистики. На рынке мало чисто рекламных денег, но много пиаровских, которые содержат неэффективные редакции. Идет перекос по оплате на рынке труда, когда журналисты получают совсем не рыночные зарплаты. Я надеюсь, что все плохие времена закончатся, поэтому проект ЕТВ рассчитан на правильную экономику.
Это эксперимент, который рассчитан на то, что характер потребления медиа все равно изменится. Появятся другие устройства, которые позволят принимать сигнал в любом месте в любое время. Проникновение беспроводных сетей LTE и Wi-Fi приведет к тому, то все отвяжутся от шнурка, к которому мы сейчас привязаны. Это другой характер потребления, и мы хотим быть к нему готовыми.
— ЕТВ насколько охватывает аудиторию в Екатеринбурге?
— Телеканал ЕТВ присутствует во всех кабельных сетях Екатеринбурга. У сайта ЕТВ сейчас 150 тысяч уникальных посетителей в месяц. Я думаю, что уже в этом году реально довести эту цифру до 300 тысяч пользователей. Нас смотрит не только Екатеринбург — на его долю приходится 60%. 30% — Свердловская область и Россия, 10% — весь остальной мир.
— Кто ваши рекламодатели?
— Это малый и средний бизнес, который работает в городе. Очень много рекламы медицинских услуг.
— Кто владелец ЕТВ?
— Я и два моих партнера, один из них мой сын.