Олимпийское побеспокоили
Почему Владимиру Путину пришлось мирить международных спортивных функционеров
Вчера президент России Владимир Путин принял участие в сессии Генеральной ассамблеи международной конвенции "СпортАккорд", а президент FIFA Йозеф Блаттер, встретившийся там же с Владимиром Путиным, призвал бойкотировать тех, кто хочет лишить Россию чемпионата мира по футболу-2018. Кроме того, специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ — о том, как поссорились президент "СпортАккорда" Мариус Визер и президент МОК Томас Бах.
"СпортАккорд" — существенная организация, она объединяет 92 международные спортивные федерации, и 17 организаций — ее ассоциированные члены. Возглавляет "СпортАккорд" Мариус Визер, вчера благополучно переизбранный на эту должность во второй раз.
С ним, собственно говоря, и связан первый скандал вчерашнего дня (второго не было). Господин Визер неожиданно посвятил большую часть своей речи Международному олимпийскому комитету (МОК) и лично его президенту Томасу Баху, сидевшему в этот момент в зале.
— Я думаю, должны быть быстро приняты глобальные решения относительно МОК,— вдруг сообщил господин Визер.— Система МОК относительно финансовых вопросов на сегодня непрозрачна, устарела, неправильна. Олимпийские игры принадлежат нам всем, и нам нужны реальные изменения!
Для такой демонстративно политкорректной организации, как МОК, это был чувствительный удар. А для такого чувствительного человека, как Томас Бах,— тем более.
— Чтобы сделать систему судейства прозрачной, судейский корпус должен быть независим! — продолжил Мариус Визер.— Многим спортсменам недостает элементарного: еды, лекарств, оборудования. Почему надо инвестировать в церемонии открытия и закрытия сотни миллионов, в то время как спортсмены страдают от отсутствия нормальных условий?!
Это было уже, можно сказать, возмутительно. К тому же Мариус Визер все-таки перебрал: все-таки на эти церемонии тратятся в основном организаторы Игр.
— Если и вправду МОК распределяет $3,25 млн в день,— даже не думал притормозить Мариус Визер,— почему спортсмены не получают достойного вознаграждения? "СпортАккорд" и МОК должны вместе придумать, как достойно вознаградить спортсменов и федерации. Сегодня деньги, инвестированные в спорт, не доходят до спортсменов и их семей! "СпортАккорд" уже отдает призовые спортсменам. Мы предлагаем сделать прозрачными также вознаграждения сотрудникам и консультантам МОК.
Закончил он, впрочем, неожиданно спокойно, и от этого его претензии прозвучали еще тяжелее:
— Готовы искать совместные решения.
То, что говорил Мариус Визер, производило впечатление попытки революции в олимпийском движении. Более того, ею и было. Человек, говоривший от имени неолимпийских федераций, на самом деле выступил против олимпийских.
— После того как я стал президентом "СпортАккорда", я всегда пытался построить конструктивное взаимодействие с МОК и президентом Бахом. Взаимодействие, основанное на уважении к олимпийскому движению, его членам и ценностям. К сожалению, этого достичь не удалось. Я сделал ряд предложений в интересах федераций и "СпортАккорда", но не получил удовлетворительного ответа. Господин президент, прекратите препятствовать стратегии "СпортАккорда" и достижению наших целей! — воскликнул Мариус Визер.— Не пытайтесь навязать организатору событий "СпортАккорда", как именно распределять денежные средства, которые заработаны и поступают от нас же. Не вмешивайтесь в экономику спортивных федераций!
Томас Бах сидел с каменным лицом и даже не пытался согнать застывшую на нем странную полуулыбку.
Между тем претензии Мариуса Визера оказались системными:
— Процедура выбора городов, принимающих Олимпийские игры, скомпрометирована. Лучшие города не могут представить себя "СпортАккорду", члены "СпортАккорда" не могут посетить эти города! Что касается принятой МОК "Повестки-2020": интересы спортивных федераций не соблюдаются! Рекомендации N9 и N10 "Повестки-2020" ведут к дестабилизации олимпийского спорта! Мы должны соблюдать интересы олимпийских и неолимпийских федераций.
Когда на экранах позади стола президиума загорелась надпись "Спасибо за участие в нашем мероприятии!", участники сессии с удовлетворением восприняли это как недвусмысленный сигнал: члены МОК могут освободить помещение.
Впрочем, сам Томас Бах по-прежнему пытался оставаться спокойным:
— Нам нужно быть эффективными,— немного позже сказал он,— нам нужно избегать того, что мы работаем параллельно. Таким образом, мы теряем время и людские ресурсы. И в конце концов мы теряем доверие к себе. Если мы хотим продвигать наши ценности, быть уважаемой частью общества, нам нужно доверие к нам всем. И завоевать это доверие мы можем, лишь объединившись будучи разными.
И Томас Бах поблагодарил хозяев мероприятия за неожиданно горячий прием. Это все, что он смог себе позволить.
Впрочем, стоит отметить, он еще говорил про то, как много МОК делает для борьбы с коррупцией в спорте (которая, логичнее всего предположить, развивается и возникает в основном сначала в спортивных федерациях), а также для популяризации международного спортивного движения. В этой связи он особо отметил усилия МОК по созданию олимпийского телеканала. Вышло не очень удачно: известно, что эта идея исторически принадлежит именно Мариусу Визеру, который до руководства "СпортАккордом" работал президентом Международной федерации дзюдо, что не могло не придать ему особой решимости на сессии в России, где президентом работает Владимир Путин.
И это замечание Томаса Баха Мариус Визер не оставил без внимания:
— Рекомендация N19 о запуске олимпийского канала удивила нас,— пожал он плечами.— В декабре 2014 года единогласно члены МОК приняли решение об уменьшении дивидендов для спортивных федераций, чтобы создать олимпийский канал. Стоимость более $450 млн для цифрового канала кажется завышенной. Посоветуйтесь с нами!
Обращение к Томасу Баху звучало угрозой.
— При этом при голосовании в МОК меньшая часть голосов у людей, которые реально делают спорт, а они не могут повлиять на решения,— закончил было он, но после очередного комментария Томаса Баха высказался еще раз: — Спасибо за вашу речь, господин президент. Два замечания: первое — я упомянул "СпортАккорд" и МОК, чтобы платить спортсменам и федерациям вознаграждение от проводимых ими событий. И еще: если вы хотите, чтобы вас уважали, вы должны быть честны.
И вот на это Томас Бах не ответил уже ничего.
Ответ пришел позже. По сведениям "Ъ", сразу несколько олимпийских международных спортивных федераций в знак протеста против выступления Мариуса Визера заявили о выходе из "СпортАккорда". В их числе оказалась, например, Международная федерация легкой атлетики.
Уже и Владимир Путин должен был приехать, и в его ожидании спикер предлагал главам международных федераций ответить на вопрос: "Есть ли у вас чемпионат мира в 2015 году?". Это означало, что если спортсмены какой-то международной федерации принимают участие в чемпионате мира-2015, то они на этом съезде победители. 85% ответили "да". Впрочем, голосование было тайным.
Наконец объявили выход президента — не международной федерации, а российской. Многие встали, но поторопились: Владимир Путин так и не появился.
— Перейдем к пункту 6 повестки дня,— взгрустнул спикер.— Я хочу сказать, что нам, "СпортАккорду", непонятно, где курица, а где яйцо! Министерства спорта в странах не признают созданную национальную федерацию, если она не признана соответствующей международной федерацией. И наоборот! Надо же что-то делать!
Но ничего сделать не успели, потому что внезапно началась презентация Олимпийского фонда Румынии.
— Чтоб было понимание, чем он занимается! — успел вставить спикер.
Презентация оказалась жесткой. Ведущая за кадром признавалась, что половина детей в Румынии не занимаются спортом, а ветераны спортивного движения не получают лекарств (возможно, дети потому и не занимаются спортом, что знают: во-первых, если ты будешь заниматься, то в старости тебе потребуется много лекарств, а во-вторых, что этих лекарств в Румынии не окажется).
— Давайте притормозим видео! — внезапно воскликнул ведущий.— Президент Российской Федерации!
Господин Путин, приветствуя участников съезда, обратился сначала к Томасу Баху и только потом — к Мариусу Визеру (учитывая, что он пришел все-таки на мероприятие "СпортАккорда", это выглядело не очень логично). Российский президент перечислил мероприятия, которые собралась принимать Россия в ближайшее, можно сказать, время: чемпионат мира по водным видам спорта в Казани в этом году, чемпионат мира по хоккею — в следующем, Кубок конфедераций по футболу — в 2017-м и чемпионат мира по футболу — в 2018-м, Всемирную зимнюю универсиаду в Красноярске — в 2019-м...
— Но, учитывая наш опыт и умение держать слово (то есть делать все на пустом месте в срок.— А. К.), нет сомнений, что все эти масштабные проекты мы реализуем на самом высоком и достойном уровне.
Закончив, Владимир Путин вышел из зала: ему предстояли двусторонние встречи с Томасом Бахом и президентом FIFA Йозефом Блаттером.
И вслед за президентом России вдруг встал и вышел весь первый ряд и половина второго. Это выглядело по крайней мере как демонстративный уход российской делегации с сессии ПАСЕ в Страсбурге.
А на самом деле это были просто различные заинтересованные в двусторонних встречах лица — и прежде всего сотрудники ФСО.
Встреча с Томасом Бахом отличалась особенной протокольностью и состояла из взаимных благодарностей и уж, конечно, не имела ничего общего с выступлением на сессии "СпортАккорда" Мариуса Визера.
А после следующей встречи следовало отметить мужество президента FIFA, который вдруг заявил, что если некоторые политики не особенно счастливы, что FIFA собирается на чемпионат мира в Россию, то он им отвечает: "Оставайтесь дома, а мы сделаем в России самый большой и лучший чемпионат мира по футболу!" То есть тем, кто призывает к бойкоту этого чемпионата, Йозеф Блаттер сам объявил бойкот.
Этим и интересен.
Между тем "Ъ" стало известно, что президент России обсуждал выступление Мариуса Визера не только с Томасом Бахом, но и с самим Мариусом Визером. Российский президент пытался помирить этих людей, которые теперь к тому же не разговаривают друг с другом.
— Нам это все совершенно не нужно,— прокомментировал мне Владимир Путин эту историю.— Нам надо спорт развивать. Да, есть некоторые проблемы у МОК. Но нельзя же вот так с шашкой наголо выходить! Это по-другому надо решать. А так можно все только загубить.
Впрочем, судя по всему, спасение утопающих будет делом рук прежде всего самих утопающих.