В декларациях выявили недосдачу
Волгоградская облдума отчиталась о доходах
Депутаты Волгоградской областной думы в 2014 году заработали примерно в 13 раз больше средней зарплаты по региону. Совокупный заработок избранников народа превысил 104 млн рублей. Показатель незначительно выше уровня прошлых лет, однако среднее значение во многом достигнуто за счет высоких показателей некоторых депутатов, избранных впервые, в то время как большинство «старых» депутатов доходы не увеличили или снизили. Целый ряд парламентариев отказались публиковать декларации «по принципиальным соображениям». Этот локальный скандал привлек внимание к тому, что и исполнительная власть Волгоградской области, в отличие от коллег из большинства субъектов, пока не представила своих деклараций. Впрочем, у губернатора и руководителей администрации законный срок обнародования доходов и расходов еще не истек.
На сайте Волгоградской областной думы опубликованы сведения о доходах, имуществе депутатов волгоградской облдумы. По информации „Ъ“, семь человек не планируют публиковать свои декларации через думу. По состоянию на 20 апреля представлены декларации 29 парламентариев заксобрания из 38. Депутат Николай Лукьяненко, оказавшийся в числе тех, чьих деклараций нет на портале регионального заксобрании, вчера заверил „Ъ“, что она будет размещена в ближайшие дни. «Я депутат молодой, был в командировках и, честно говоря, запамятовал», — пояснил господин Лукьяненко.
Руководство парламента получило один из самых скромных заработков в истории облдумы. Так, спикер заксобрания Николай Семисотов в 2014 году показал доход в 1,9 млн рублей, а его зам и лидер реготделения «Единой России» Сергей Горняков 1,1 млн (до избрания оба были главами муниципалитетов — соответственно городов Михайловки и Урюпинска). У господина Горнякова также три земельных участка и три дома. Еще один вице-спикер Станислав Коротков снизил свои доходы с 5,5 млн рублей в 2013-м до 4,4 млн в прошлом году. Интересно, что падение доходов господина Короткова совпало с переходом из «Справедливой России» в «Единую Россию» и повышением парламентского статуса — в новом созыве он стал заместителем председателя и руководителем бюджетного комитета.
Доходы ряда депутатов также снизились. Так, например, Владимир Осьмаков задекларировал по итогам 2014 года 5,8 млн дохода (что позволило оказаться в лидирующей группе), однако в 2012 году его доход составил 19,5 млн. Декларации господина Осьмакова за 2013 год на сайте областной думы нет. Меньше своих жен заработали три депутата — все от «Единой России». Это два бывших спикера облдумы Виталий Лихачев и Владимир Ефимов, задекларировавшие соответственно 4,7 и 2,6 млн против 10,5 и 3,1 млн, заработанных их женами, а также Руслан Шарифов, чей доход в 1,5 млн рублей значительно скромнее заработков супруги — 12,2 млн.
Высокие доходы раскрыли несколько впервые избранных депутатов облдумы. Так, абсолютным лидером, согласно декларациям, стал известный в региональном строительном бизнесе Сергей Федюшкин. Депутат от «Единой России» задекларировал 27,6 млн рублей дохода. На втором и третьем местах также представители партии власти и новички в кресле областных депутатов. Зампред комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий и учредитель ООО «СП „Память“» (организация похорон и предоставление связанных с этим услуг) Ирина Соловьева заработала больше 8,5 млн рублей. Председатель комитета по сельскому хозяйству Владимир Струк в 2014 году получил почти 7,6 млн рублей, супруга депутата заработала 1,5 млн рублей. Господину Струку также принадлежит несколько крупных земельных участков. Интересно, что и самые низкие доходы также у вновь избранных депутатов. Представитель «Справедливой России» Алексей Михеев, сын крупного девелопера и депутата Госдумы Олега Михеева, стал и одним из самых бедных депутатов. По итогам 2014 года он заработал лишь 578 тыс. рублей, меньше годовой доход составил только у Ивана Мордвинцева — 489 тыс.
Помимо тех, кто не успел сдать декларацию по техническим причинам, есть целый ряд депутатов, проигнорировавших форму отчетности «по принципиальным соображениям».
Отказники мотивируют свое решение тем, что не работают в парламенте на постоянной основе и не получают зарплату из бюджета. Депутат Владимир Якунин сказал „Ъ“: «Речь-то не о публичном отчете, они ставят вопрос сдавать декларацию в какую-то комиссию по коррупции. Ребята, если я занимаюсь коррупцией, займитесь этим вопросом. В прошлом созыве я был на постоянной основе — декларации подавал вовремя. Сейчас я на общественных началах». Еще один опытный депутат от «Единой России» Владимир Попов уверен, что их позиция юридически правильная. «Есть два закона о статусе депутата, федеральный и областной, и закон о борьбе с коррупцией. Там говорится, что люди, находящиеся на государственных должностях или работающие на госслужбе, должны сдавать декларацию о доходах. А депутаты, работающие на непостоянной основе, к лицам, обязанным подавать декларации о доходах, никогда не относились и декларации не сдавали», — пояснил господин Попов, добавивший также, что считает требование деклараций попыткой давления в том числе на него лично за то, что он «озвучивал неутешительную для областных властей статистику за прошлый год».
Руководитель комиссии по депутатской этике Александр Осипов называет поведение отказников «крайним неуважением к избирателям» и подчеркивает, что «сознательное нарушение законодательства», которое допустили некоторые его коллеги, чревато репутационными издержками «Единой России» (все не сдавшие декларации — члены фракции «партии власти»). «Говорить, что мы, мол, депутаты на общественных началах, — это крайняя степень лукавства. Депутат — это госдолжность, о чем прекрасно знают все баллотировавшиеся, причем когда они шли на выборы, то проблем с предоставлением деклараций не было. Сейчас „Единой России“, думаю, нужно определиться, нужны ли ей вообще такие депутаты, ведь эта ситуация действует во вред партии», — отметил господин Осипов.
Политолог Константин Калачев также ждет реакции от областной парторганизации «Единой России». «Последовательная борьба с коррупцией, за открытость доходов и расходов чиновников должна начинаться с законодателей — депутаты Госдумы в этом вопросе более дисциплинированны, странно, что их коллеги в Волгоградской облдуме решили, что они особенные», — рассуждает господин Калачев.
Отметим, что областная администрация пока не раскрывает доходы своих руководителей за 2014 год, несмотря на то, что почти все губернаторы и члены правительств субъектов федерации свои декларации опубликовали одновременно с Владимиром Путиным и правительством РФ. «Нормативный срок еще не закончился», — пояснил пресс-секретарь губернатора Александр Бондаренко (истекает 30 апреля. — „Ъ“). Напомним, Андрей Бочаров, работающий губернатором Волгоградской области со 2 апреля 2014 года, также не раскрывал и величину своих доходов за 2013 год. Волгоградский информпортал v1.ru со ссылкой на информацию от областной избирательной комиссии придал эти сведения огласке. В 2013 году Андрей Бочаров указал общий полученный годовой доход в 16,4 млн рублей, а супруга господина Бочарова Валентина и двое их несовершеннолетних детей получили доход по 12,25 млн рублей. У господина Бочарова в собственности был дом в Московской области и квартира в Москве, а также квартира в Алтайском крае. Валентине Бочаровой принадлежала еще одна квартира в Москве, кроме того, на банковских счетах четы Бочаровых на конец 2013 года было размещено больше 8 млн рублей (в т. ч. почти 6 млн у Андрея Бочарова. — „Ъ“).
Константин Калачев отмечает, что именно губернатору следует показать пример открытости, ответственности и законопослушания. «От него ждут проявления политической воли, поскольку тема борьбы с коррупцией была для Андрея Бочарова стержневой в момент его прихода в область», — напомнил господин Бочаров.