"Следствие сначала заключает под стражу и только потом начинает разбираться"
Жертвы неправомерного уголовного преследования должны получать полную компенсацию. Об этом говорится в новом постановлении Конституционного суда. В России, в отличие от развитых стран, добиться адекватного возмещения морального ущерба практически невозможно, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".
Ущерб от незаконного уголовного преследования необходимо возмещать полностью. С таким пояснением выступил Конституционный суд России. Ранее туда обратился житель Удмуртии, который требовал вернуть 250 тыс. руб. Именно такую сумму он потратил на адвокатов, когда обвинялся в мошенничестве. В суде россиянин был оправдан. Управление федерального казначейства по Удмуртии сочло эту сумму завышенной. Практика показывает, что добиться формальных выплат несложно. Гораздо хуже дело обстоит с моральным вредом — его суды зачастую занижают, отметила адвокат юридической группы "Яковлев и партнеры" Ирина Барсукова.
"К сожалению, следствие сначала заключает под стражу, избирает меру пресечения и только потом начинает разбираться. Следователь очень-очень редко прекращает уголовное преследование на стадии предварительного следствия. Следствие идет годами, и не только финансово люди вкладываются в адвокатов, в проведение дополнительных экспертиз. Представляете, человек уже от должности был отстранен, его имя уже было испачкано, и при дальнейшей его жизни на какую-то хорошую должность его уже будут брать с опаской", — рассказала Барсукова "Коммерсантъ FM".
При определении суммы компенсаций казначейство опирается на принципы разумности, соразмерности и справедливости. Теперь деньги будут выплачиваться только при условии
доказанности понесенных затрат, отметил партнер адвокатской компании "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры" Денис Саушкин.
"Затраты на работу адвоката должны быть оплачены в полном размере. Но, согласитесь, если принес человек оглашение с адвокатом, где написано, что было уплачено 3 млн руб. за два дня работы, естественно, казна и мы как налогоплательщики не можем согласиться с этим. Суд говорит, что при решении этого вопроса нужно провести экспертизу, посмотреть документы, и уже исходя из доказанности суд принимает решение, платить эти 3 млн или не платить, — именно об этом то постановление и есть", — пояснил Саушкин.
Сумма компенсаций за незаконное преследование и заключение под стражу в зарубежных странах в разы выше, чем в России.
В США человек, который подвергся незаконному лишению свободы, может рассчитывать на выплату средств за ошибку судопроизводства. Сумма компенсации зависит от штата, при этом в некоторых из них бывший "преступник" должен доказать, что не провоцировал полицию на незаконное преследование. Так, в Алабаме осужденный может рассчитывать минимум на $50 тыс. за каждый год тюрьмы, в Калифорнии — максимум на $100 за каждый день заключения, во Флориде сумма компенсации не может превысить $2 млн независимо от количества лет, проведенных за решеткой. В Великобритании за незаконное судебное преследование, которое нанесло урон репутации или заработку потерпевшего, может быть выплачена компенсация. Поводом для рассмотрения дела становится оправдательный либо отмененный приговор. Размер компенсации оценивают эксперты, однако сумма не может превышать 1 млн фунтов. В Австралии незаконно осужденные лица имеют право на получение компенсации только в Австралийской столичной территории, однако администрации штатов могут компенсировать ущерб по собственной инициативе. При определении размеров выплаты учитывается срок ареста, потеря работы и прошлое потерпевшего. В 1988 году за четырехлетнее заключение Линди Чемберлен удалось получить компенсацию в $1,3 млн, в то время как в 2003 году Джон Баттон, незаконно осужденный на десять лет, смог получить только $400 тыс.
В начале весны Конституционный суд уже рассматривал дело о том, кто должен оплачивать россиянам адвокатов. Тогда было решено, что задержанные по административным делам не нуждаются в помощи государства.