Борис Титов: мы многое можем предложить китайскому рынку

В Пекине стартовал деловой форум «Большие возможности малого и среднего бизнеса»

В Пекине 21–22 апреля проходит первый российско-китайский деловой форум «Большие возможности малого и среднего бизнеса». Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ БОРИС ТИТОВ уверен, что по итогам форума многие российские товары найдут выход на китайский рынок.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— В чем основная задача форума?

— Наша цель — помочь малым и средним компаниям двух стран найти себе партнеров в России и Китае соответственно. У нас большой потенциал сотрудничества и в сфере инвестиций, и в сфере развития совместных проектов, и в плане торговли. Например, мы надеемся, что по итогам форума многие российские товары найдут выход на китайский рынок.

— Планируется ли, что он станет регулярным или даже ежегодным?

— Такие планы есть, и мы уже предварительно договорились о проведении следующего форума в будущем году в Москве. Мы считаем очень перспективным формат общения, когда малые и средние предприятия получают возможность прямой стыковки для установления партнерств и обсуждения практических вопросов, связанных с деятельностью бизнеса на рынке другой станы. И, конечно, мы рассматриваем наш форум в более широком ключе, чем только развитие связей между Россией и Китаем, мы видим механизм комплексного развития сотрудничества в рамках АТЭС и между странами АТР.

— Какие постоянно действующие структуры будут созданы вокруг форума?

— Несомненно, такие механизмы будут созданы и уже создаются. Речь идет прежде всего о системе «Стыковка МСП», которая позволит российским и китайским компаниям находить партнеров, не выходя из дома, мы сейчас проговариваем возможность создания некоей постоянной структуры поддержки совместных проектов и еще некоторые идеи, о которых расскажем уже на форуме.

— Есть стереотип, что Россия экспортирует в Китай в основном сырье, а импортирует преимущественно промышленные товары невысокого качества. Что МСП может ему противопоставить?

— Действительно, сейчас наш экспорт в Китай носит преимущественно сырьевой характер. Но потенциал у нас большой, мы многое можем предложить китайскому рынку из того, что будет реально востребовано там. Это и сельхозпродукция (продукты мясопереработки и пчеловодческая продукция), и промышленное оборудование (установки для очистки нефтедобывающих и газотурбинных установок, авиационные и автомобильные двигатели и др.), и программное обеспечение и решение в сфере автоматизации предприятий и т. д.

— Деловой климат в приграничных регионах РФ и КНР различается не в нашу пользу. Какие конкретные шаги на федеральном и региональном уровне могут изменить ситуацию? И когда — не будет ли слишком поздно?

— Конечно, чтобы привлекать партнеров, в том числе из Китая, нам нужно работать над своим деловым климатом. О том, в каком именно ключе, мы говорим постоянно. Ведение бизнеса в России должно быть безопасным, выгодным и удобным, главное — выгодным. Необходимо снижение энерготарифов и грузоперевозок, нужны низкие налоги на производство и инвестиции, нужно снижать и административные издержки. Все это равно необходимо и для привлечения инвесторов, и для развития конкурентоспособных внутренних производств.

Максим Кваша

Вся лента