Боевые дамы, частники и роботы
Вместе с изменением характера боевых действий меняются и действующие лица современных войн. Призывники и профессионалы на госконтракте уступают место сотрудникам частных военных компаний, мужчины — женщинам, а люди вообще — роботам.
Военная техника становится все сложнее в эксплуатации и требует все более квалифицированных специалистов, для которых военная служба — постоянная работа. Судя по предлагаемым проектам экипировки "солдата будущего", в не столь отдаленной перспективе каждый военнослужащий превратится в технологически сложную и дорогую боевую единицу, для подготовки и использования которой требуются профессиональные кадры. Большинство стран уже либо полностью отказались от призыва, либо используют смешанный принцип комплектования личного состава, сочетая срочников и контрактников.
Параллельно происходит коммерциализация оборонной сферы с постепенной передачей все большего числа функций частным подрядчикам. Причем речь идет не только о сервисном аутсорсинге или материально-технической поддержке. Все больше частных военных компаний (ЧВК) выполняют боевые задачи, размывая исключительную компетенцию государства в ведении войны. За последние семь лет объем рынка услуг в области обеспечения безопасности увеличился в 1,5 раза. Вероятно, это один из самых быстрорастущих видов бизнеса на сегодня.
Социальный прогресс также оказывает значительное влияние на ВС, в буквальном смысле меняя их лицо. Эмансипация в развитых странах последовательно распространялась на образование, политическое представительство, работу (вплоть до квотирования мест для женщин в советах директоров корпораций) и, наконец, добралась до военной службы. Сегодня более чем в 20 странах мира женщины могут служить на передовой, то есть участвовать в боевых действиях. В 14 странах женщины и вовсе руководят оборонными ведомствами.
Вполне вероятно, вопрос равенства полов в ВС в недалеком будущем потеряет актуальность в силу не социального, а технического прогресса. Технологии всегда были ключевым элементом военной мощи государств, но при этом в центре действия всегда оставался человек — сидящий в седле, спускающий курок или держащий штурвал. На современном этапе на смену людям приходит дистанционно управляемая или полностью автономная военная техника. Программы развития роботизированных ВВТ существуют в 87 странах мира.