"Без субсидирования региональных перевозок в России просто не будет"
Правительство решило пересмотреть принципы субсидирования авиаперелетов в Дальневосточном регионе. Власти снимут ограничения по протяженности маршрутов на внутри- и межрегиональных рейсах, а также снизят их минимальную годовую частоту. На эти изменения, как сообщили в Минтрансе, выделят 1 млрд руб. Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.
— Можете пояснить, для чего это делается, и позволит ли это развивать авиаперевозки в регионе?
— У нас страна особая — с огромными расстояниями и относительно невысокой плотностью населения. И всем понятно, что без господдержки, без субсидирования региональных перевозок в России просто не будет, они по определению убыточны. Поэтому государство уже не первый год их субсидирует, у нас есть пять государственных программ субсидирования региональных авиаперевозок. Одна из них — это перевозки на Дальнем Востоке. С учетом того, что расстояния у нас там просто огромные, то есть по европейским меркам это магистральные перевозки, международные, а у нас это всего лишь перевозки между регионами, то Минтранс предложил увеличить расстояние субсидируемых авиаперевозок вполне резонно. Но, конечно же, на это потребуются дополнительные средства, потому что с увеличением дальности авиаперелетов увеличивается и стоимость авиаперевозки.
— Насколько это вынужденная мера?
— Сейчас и в минувшие несколько лет там субсидируются авиаперевозки, общая сумма субсидий была порядка 3,5 млрд руб. Программа работает достаточно успешно. Везде, где начинается субсидирование региональных авиаперевозок, мы наблюдаем всплеск активности пассажиров. Это поддерживает межрегиональные связи, повышается мобильность, а главное, что это все имеет мультипликативный эффект: чем больше пассажир летает, тем быстрее снижается себестоимость авиаперевозки, и тем более доступны они становятся для всех граждан.
— А цены на авиабилеты снижаются?
— Конечно же, цены на авиабилеты снижаются. В большинстве программ они задуманы так, что субсидируется 50% от стоимости авиабилетов, то есть пассажир платит только половину от реальной себестоимости авиаперевозки.
— То есть можно ожидать, что конечная стоимость вдвое уменьшится?
— В период действия программы субсидирования конечная стоимость авиабилета снижается вдвое по отношению к тем периодам — это зимний период — когда все эти субсидии не действуют. У нас программы субсидирования сезонные и начинаются где-то в апреле по сентябрь или октябрь.
— Какие еще регионы могут подпасть под подобные меры, кроме Дальнего Востока, где бы это еще нужно было реализовать?
— Там, где это особо востребовано, там уже и реализовано: это Приволжский федеральный округ, это перевозки в Калининград, это перевозки в Сибирь по северным нашим аэродромам, и это перевозки в Крым, Симферополь.