Учения с условным союзником
Корреспондент "Ъ" наблюдала, как принимали американских военных на Украине
Во Львовской области начались украинско-американские командно-штабные учения Fearless Guardian ("Бесстрашный страж") 2015. 300 американских десантников прибыли на Яворивский полигон Западного оперативного командования, чтобы до ноября тренировать 900 бойцов Национальной гвардии и еще 50 представителей вооруженных сил Украины. Учения открыли президент Украины Петр Порошенко и посол США в Киеве Джеффри Пайетт. За подготовкой к отражению иностранной агрессии наблюдала корреспондент "Ъ" ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ.
Земляк из Калифорнии
В Международный центр миротворчества и безопасности "Яворивский полигон" президент Украины опоздал на полтора часа. Ордена и ключи от новых квартир, которые глава государства собирался вручить героям "антитеррористической операции" (АТО) в Донбассе, то выкладывали на трибуну, то снова убирали, пока шум приближающегося вертолета не известил о том, что высокий гость уже на подлете.
Посол США Джеффри Пайетт появился вовремя и отправился общаться с прибывшими на учения американскими десантниками из 173-й бригады. Дипломат напомнил бойцам, что Украина стремится к демократии, и они должны "всеми силами помогать украинцам в построении современной армии по стандартам НАТО, приобретении навыков сотрудничества в борьбе с агрессией и в деле защиты прав человека". Закончив официальную часть, посол, уроженец Сан-Диего, поинтересовался: "Кто тут из Калифорнии?". Обнаружив искомого бойца-земляка, дипломат отвел его в сторону для разговора тет-а-тет.
Украинский же президент, начав выступление новым военным приветствием "Вiтаю героїв!", сразу апеллировал к послу. "Мы — свидетели нового этапа сотрудничества между Украиной и США в оборонной сфере",— заявил Петр Порошенко, назвав учения "уникальным событием на западной границе" и пожаловавшись на "полномасштабную агрессию со стороны иностранной державы — не только против Украины".
Впрочем, он подчеркнул, что учения нужны "не столько для войны, которая сейчас идет на Востоке", а для создания вооруженных сил "нового качества". По словам Петра Порошенко, программа учений охватывает широкий круг вопросов — от прав человека, правил и тактики ведения войны до обучения разведке и управлению огнем. Президент также сообщил, что вместе с инструкторами из США прибыла новейшая военная техника, которая будет задействована в учениях. Кроме того, по его словам, в учениях примут участие военные из Канады, Великобритании, Польши, других стран НАТО, а также Австралии. "Такое международное сотрудничество позволит нам эффективно выполнить задачи, которые стоят сегодня перед Украиной, не только по защите нашей территориальной целостности и суверенитета, но и защите свободы и демократии в Европе и мире",— объявил Петр Порошенко. И вспомнил о Второй мировой войне, добавив, что сегодня "через Украину вновь пролегает цивилизационный выбор — какой быть Европе и миру".
На этих словах небо почернело и разразилось ливнем, и президент попытался обернуть плохую примету в позитив. "Все хорошо, что в дождь начинается",— сказал Петр Порошенко. Отвечая на вопрос корреспондента "Ъ", какой внешнеполитической реакции на эти учения Киев ожидает, Петр Порошенко также старался излучать позитив: по его словам, Украина не опасается реакции "врагов", так как "друзей у нее гораздо больше".
АТО по стандартам НАТО
Те, кого будут тренировать американские военные, в это время обсыхали на плацу. Согласно официальной версии, эти бойцы — члены добровольческих батальонов "Азов", имени Кульчицкого, "Ягуар" и "Омега". Но Арсен Аваков, глава МВД Украины, в состав которого входит Нацгвардия, сообщил "Ъ": "Здесь только контрактники, которые служат долго, не полгода и не год. От каждого территориального командования мы взяли по 300 человек, которые потом будут работать как инструкторы". Источник "Ъ" в Западном оперативном командовании уточнил: "В отличие от других учений на Яворивском полигоне, где работали "сборные команды" со всей Украины, сюда прибыли штатные укомплектованные подразделения, которые научатся действовать как единый организм. Это три полных батальона из Львова, Умани и Запорожья, которые отправятся в этом же составе в зону АТО".
"Все наши воины, присланные на маневры, имеют за спиной минимум один контракт, это офицеры и сержанты, тренированные по советской системе",— сказал "Ъ" генерал-лейтенант Павел Ткачук.
Львовский военный эксперт Владимир Гулима рассказал "Ъ", что на Яворивском полигоне сейчас собраны "сорокалетние опытные бойцы, настоявшиеся, как коньяк". "Они смогут управлять бойцами в зоне АТО, которые не слишком доверяют 20-летним неопытным патриотам-добровольцам",— говорит Владимир Гулима и напоминает: бойцов с "Яворива" направят не только на восток Украины, часть из них будут отобраны для дальнейшего обучения в США.
Командование не поощряет общение бойцов с журналистами. Но с некоторыми поговорить удается. Почти всегда по-русски, что, впрочем, не мешает собеседникам "Ъ" высказываться в поддержку единой Украины. Один из солдат предсказал, что "АТО будет долгой", и посетовал на то, что "власти называют происходящее на востоке антитеррористической операцией, а не войной, из-за чего американцы считают, будто Украина воюет не с внешним агрессором, а с повстанцами".
Половина контингента, прибывшего в Яворив, служит в городе Графенвер в Баварии, половина — в итальянской Виченце. Опрошенные "Ъ" десантники рассказывают, что ранее служили на Аляске и на Гавайях, и лишь один, сержант украинского происхождения Сергей Скрипничук, заявил, что был в Афганистане. Скрипничук сообщил "Ъ", что в составе американского контингента — более 30 "этнических украинцев": они "переводят и адаптируют для нацгвардейцев то, что им объясняют американцы". А сержант Каррера раскрывает "Ъ" военную тайну: "Мы отрабатываем индивидуальные навыки командования и работу в группах, учитывая индивидуальный уровень каждого". Другой сержант, Луис, рассказывает "Ъ", что учит украинцев "передвигаться с оружием в боевых условиях".
О профессиональной подготовке своих подопечных американцы судить пока не готовы. Но первые впечатления уже составили и охотно делятся ими с "Ъ": "У этих парней советский опыт, "калашниковы", сине-желтый флаг и братья Кличко".
Господин Аваков объясняет "Ъ", что специально просил американцев обучать батальоны в соответствии с нуждами АТО. А глава пресс-центра Западного оперативного командования Александр Поронюк уточняет "Ъ", что "речь идет об использовании средств связи, корректировке огня, медпомощи на поле боя, определении местонахождения солдата, чтобы он мог эффективно использовать свое положение с минимальной опасностью для себя".
Сухой закон в "прифронтовой полосе"
"Фронт борьбы за Украину сейчас проходит на Яворивском полигоне",— не без пафоса говорят представители украинского командования.
Жители "прифронтовой полосы" из ближайшего к полигону села Старичи своему положению не слишком рады. Во время прошлых учений снаряды нередко залетали на огороды, а порой в окнах выбивало стекла. А какое-то время назад, когда на полигоне стали появляться не отличающиеся дисциплиной бойцы Нацгвардии, после 19:00 в селе запретили пить, а также продавать алкоголь гражданам в камуфляже.
"Мы поначалу были недовольны таким решением Яворивской районной рады, но потом решили: и правда, лучше горилку от греха не продавать",— рассказывают "Ъ" сельчане, дома которых стоят в пяти минутах езды от полигона. Сейчас магазины контролируют военные патрули, но компетентные сельские источники берутся показать, где есть дома, где варят самогон — в том числе и для нужд военных. Но с тех пор, как начались учения с американцами, клиентов тут поубавилось.
"Нам есть чем занять бойцов",— поясняет "Ъ" подполковник Александр Поронюк. "Учения заканчиваются в 17:00, а потом мы устраиваем для украинских солдат футбольные турниры, организуем культурную программу во Львове. Ну и языковые курсы. Одни бойцы учат украинский (если он у них не родной), другие — английский. Так что на этих языках им скоро станет проще общаться, чем на русском",— предсказывает Поронюк.
Пока же учения на Явориве проходят если не с русским акцентом, то уж точно с оглядкой на Россию. О подготовке к отражению иностранной агрессии говорит президент Порошенко, о борьбе с российскими военными впрямую заявляет Арсен Аваков. "Если раньше нашими условными противниками считались Румыния и Турция, то теперь в этом качестве впервые была названа Россия. Это элемент новой военной стратегии Украины и сигнал Москве",— объясняет "Ъ" львовский военный эксперт Владимир Гулима.
На полигоне же между тем наступает затишье — президент улетел, бойцам самое время взяться за украинский борщ. К нему, конечно, не помешала бы стопка горилки. Но на Яворивском полигоне сухой закон.