Курский омбудсмен обвинил губернатора в отсутствии авторитета
А чиновников обладминистрации в том, что они ставят слово начальника выше закона
Уполномоченный по правам человека в Курской области Николай Ефремов в письме губернатору Александру Михайлову раскритиковал работу областных чиновников и депутатов. Они, по его мнению, не имеют собственного авторитета: на них работает авторитет Владимира Путина. Накануне окончания срока своих полномочий господин Ефремов пытается оспорить процедуру выдвижения преемника — коммуниста Владимира Фирсова, конкурента господина Михайлова на выборах губернатора 2014 года.
Николай Ефремов обратился к Александру Михайлову незадолго до назначенного на 23 апреля заседания облдумы, где парламентарии должны одобрить кандидатуру нового омбудсмена — депутата городского собрания Курска от КПРФ Владимира Фирсова. В сентябре 2014 года он представлял Компартию на выборах губернатора и занял второе место. Его кандидатуру уже внес господин Михайлов.
В письме главе региона, копии которого были направлены руководству облдумы, господин Ефремов жестко критикует юристов обладминистрации. По его мнению, для них «слово начальника выше закона», они «ищут способы обойти закон», чем «не работают на авторитет государства». «С их подачи вы внесли сомнительную, скандальную, скорее не инициативу, а схему попрания президентского федерального закона»,— утверждает господин Ефремов. Омбудсмен сообщает, что, как и губернатор, встречался вместе с коллегами с Владимиром Путиным и «знает, как после таких встреч растет доверие к представителям власти». «Работая с людьми, я вижу, что никакого такого отдельного, своего авторитета нет ни у главы администрации области, ни у уполномоченного, ни у большинства депутатов и местных глав нет. На всех нас работает колоссальный авторитет Путина»,— пишет омбудсмен. По его мнению, «нельзя допускать возможности обойти закон», тем самым «мы будем способствовать авторитету президента, власти в целом, альтернативы этому нет». «В живой природе многие виды насекомых очень бережно относятся к своей матке как к залогу силы и здоровья своего рода»,— резюмировал господин Ефремов.
Омбудсмен пишет Александру Михайлову о вступившем в силу 16 апреля федеральном законе о региональных уполномоченных по правам человека. Его первоначальный проект предусматривал ограничение их двумя пятилетними сроками. Это закрывало господину Ефремову дорогу к переназначению — в конце апреля заканчивается его второй срок на посту омбудсмена, который он занимает с 2005 года. Из итоговой редакции нормативного акта этот пункт был изъят, однако закон вступил в силу уже после того, как губернатор Михайлов определился с преемником Николая Ефремова. Теперь омбудсмен требует от главы Курской области разработки нового профильного областного закона, так как появился первый федеральный закон, регулирующий деятельность местных уполномоченных. Сам он предлагает около десяти фамилий себе в преемники, не называя свою. Он «с сожалением» констатирует, что «ничего не знает о правозащитной деятельности» выходца из МВД Владимира Фирсова.
Как выяснилось, господин Ефремов тоже мало чем запомнился местным наблюдателям. «Мне он напоминал Деда Мороза — омбудсмен вроде был, а вроде его и не было. Ефремов выступал с отчетами, на две трети состоящими из писем жалобщиков и призывов в стиле “Доколе!”. При этом я не заметил, чтобы он занимался главным — выходил с инициативами по исправлению недостатков или излишней забюрокраченности госструктур»,— сказал “Ъ” первый вице-спикер единоросс Виктор Карамышев. «Очень негативно» к письму отнесся и глава фракции КПРФ Александр Анпилов, назвавший Владимира Фирсова «человеком, хорошо разбирающимся в работе правоохранительной и пенитенциарной системы, что очень важно для омбудсмена». «Ефремов мало известен как правозащитник не только рядовым жителям, но и профессиональному сообществу. В 2005 году он стал омбудсменом по политическим причинам, его преемника изберут ровно по тем же основаниям»,— констатировал политолог Владимир Слатинов.
В обладминистрации ситуацию не комментировали. Владимир Фирсов был недоступен для комментариев. Николай Ефремов отказался общаться с “Ъ”, передав через пресс-службу, что «все подробно изложил в письме».