"РИА "Панда"" запускает фармзавод в Ленобласти
после многолетнего ожидания
Вчера фармацевтический производитель ООО "РИА "Панда"", в основном специализирующийся на биологически активных добавках (БАД), объявил об официальном запуске своего нового завода лекарственных средств в Гатчинском районе Ленобласти, проект которого находился в реализации с 2008 года. Впрочем, несмотря на запуск завода, выпускать продукцию он пока не начнет, потому что компания находится в процессе лицензирования. Получить лицензию "РИА "Панда"" рассчитывает в течение 2015 года.
Как рассказали в правительстве Ленинградской области, вчера губернатор региона Александр Дрозденко побывал на официальном открытии завода фармацевтического производителя "РИА "Панда"" — ООО "Завод имени академика В. П. Филатова". Он расположен на территории 4 га в Гатчинском районе Ленинградской области с площадью застройки 3,3 га. По проекту предполагается, что завод будет включать в себя две очереди: первая будет выпускать твердые формы (таблетки, капсулы) годовой мощностью в 960 млн штук, из них таблетки без оболочки — 240 млн единиц в год, таблетки, покрытые оболочкой, — 520 млн единиц в год, капсулы твердые желатиновые, наполненные порошком, пеллетами, — 200 млн единиц в год. Как пояснили "Ъ" в "РИА "Панда"", вторую очередь предполагается запустить в двухлетней перспективе, и она будет производить кремы, гели, мази. Потенциальная мощность производства второй очереди составляет 20 млн туб в год.
Президент фармацевтической компании "РИА "Панда"" Дмитрий Дергачев пояснил, что завод будет специализироваться именно на лекарственных препаратах. "Впрочем, если производственные процессы будут правильно отвалидированы по стандартам GMP (Good Manufacturing Practic, "Надлежащая производственная практика" — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов. — "Ъ"), то можно будет производить и БАДы, тем более такие примеры в России существуют, например, Московский эндокринный завод", — рассказывает господин Дергачев. БАДы "РИА "Панда"" выпускает на своем производстве в Сестрорецке.
Господин Дергачев пояснил, что реализовывать проект компания начала с 2008 года. Его реализация заняла так много времени, потому что проект несколько раз переделывался, так как изначально он получался чересчур дорогим, потом был поиск партнеров и соинвесторов. Само строительство завода заняло всего восемь месяцев.
В итоге стоимость первой очереди завода составляет €48 млн — 50% этой суммы составляют собственные средства "РИА "Панда"", а 50% — это кредит от чешского Юникредитбанка. Инвестиции во вторую очередь, по словам господина Дергачева, могут составить до €10 млн.
Несмотря на то, что новый завод был официально запущен вчера, массовое производство он не начал, так как компания находится на этапе лицензирования. В компании "РИА "Панда"" затруднились сказать, когда конкретно они смогут получить необходимую лицензию, однако сказали, что рассчитывают сделать это в течение 2015 года. По словам господина Дергачева, сейчас 18 лекарственных препаратов находится на регистрации, поэтому он пока не может раскрыть, что это будут за препараты. "Могу лишь отметить, что ряд из них будет предназначен для сердечно-сосудистой системы", — сказал он.
Кроме того, несколько иностранных производителей ведут переговоры о локализации производства нескольких препаратов на новом заводе "РИА "Панда"".
Один из крупнейших производителей БАДов и функциональных продуктов питания в России фармацевтическая компания "РИА "Панда"" начала свою деятельность 20 января 1996 года. Занимает второе место среди производителей БАДов по объему аптечных продаж, уступая "Эвалару". Помимо России рынками сбыта являются страны СНГ, Африка, Латинская Америка. Портфель включает в себя такие бренды, как "Артродок", "Благомакс", "Омеганол", "Эректогенон", "Сеалекс Форте" и многие другие.
Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ "Финам", говорит, что, несмотря на негативную экономическую конъюнктуру, рынок БАДов и витаминов в России привлекателен для инвестиций, особенно в сегментах средств от эректильной дисфункции и диетических добавок, являющихся точками роста. "Рынок сильно фрагментирован, достаточно большая доля рынка является "серым" импортом. Достаточно крупные игроки — "РИА "Панда"", "Эвалар", "Байер"", — подчеркивает он.
По данным маркетингового агентства DSM Group, объем российского аптечного рынка БАДов в стоимостном выражении в феврале 2015 года увеличился на 10,4% относительно января и составил 2,96 млрд рублей. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАДов во втором месяце 2015 года вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 26,3 млн упаковок. Средневзвешенная цена упаковки БАДа в феврале 2015 года по сравнению с январем сократилась на 6,6% и составила 112,5 рубля. В январе 2015 года в аптечных учреждениях России продавалось 3700 торговых наименований БАДов, которые представляют 684 производителя.