"Философия борьбы с наркотиками требует модернизации"
Глава ФСКН Виктор Иванов в интервью "Ъ FM"
Насколько эффективным оказался "антиспайсовый закон"? Как скажется уход НАТО из Афганистана на борьбе с наркотрафиком? Каковы перспективы легализации легких наркотиков в России? На эти и другие вопросы ведущему "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву ответил глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов в рамках программы "Действующие лица".
"Российская медицина отрицательно относится к так называемой метадоновой терапии"
Виктор Иванов о связи "цветных революций" и наркомании: "Люди, которые находятся в состоянии такой эйфории, чувствуют себя более сильными, более могущественными. Для них нет никаких препятствий, нет чувства ответственности перед обществом и законом. Именно эта ситуация была использована на Майдане, где в качестве пушечного мяса поставляли наркопотребителей, которые сидели на так называемых заместительных метадоновых программах. Эти факты достаточно широко известны".
Об "антиспайсовом законе": "Благодаря новому закону, включение вещества в реестр запрещенных занимает одну-две недели вместо года ранее. Как только вышел закон, новых психоактивных веществ мы не наблюдаем. Мафия сейчас выжидает. По крайней мере, это является существенным шагом вперед в противодействии незаконному обороту наркотиков".
О самом опасном наркотике в России: "Самый опасный — героин, и вообще все опиаты. Именно этот класс наркотиков вызывает, помимо быстрой зависимости, крайне болезненную ломку. Чтобы этого избежать, нужна следующая доза. Это самый криминогенный вид наркотической зависимости, потому что они находятся в нон-стоп режиме. Героиновый наркоман, в среднем, 250 дней в году употребляет наркотики".
О метадоновой терапии: "И я, и российская медицина относятся к этому отрицательно, поскольку метадон — это синтетический аналог героина, это синтетический опиат, который вызывает значительно большую зависимость. По сути, это то же самое, как, допустим, есть спившийся алкоголик, который употребляет суррогатную самогонку, и ему выписывают в лечебных целях водку, которая продается легально".
"На планете есть две раковые опухоли — производство кокаина в Южной Америке и героина в Центральной Азии"
Виктор Иванов о транзите наркотиков из Афганистана: "Афганистан — это страна, которая производит наркотики. Россия — один из крупных рынков сбыта наряду со странами ЕС, там даже больше сбывается героина. Тема оценок объемов производства, транзита очень сильно политизирована. Наши партеры или наши оппоненты стремятся переложить с больной головы на здоровую. Оппоненты — это, в частности, страны-члены НАТО, прежде всего, Соединенные Штаты Америки. Время от времени утверждается, что наркотики в страны Европы поступают через Россию. Это сущая неправда. Россия, к сожалению, крупнейший потребитель героина".
О методах борьбы с наркотиками: "Философия борьбы с наркотиками устарела, она требует модернизации. Пока есть наркопроизводство, будет наркотранзит. Спрос, к сожалению, есть всегда. Разработанная нами антинаркотическая стратегия до 2020 года имеет генеральной целью снижение рисков от наркотиков. Это уменьшение количества наркопотребителей, снижение незаконного оборота наркотиков. Также это борьба с наркопреступностью, разрушение инфраструктуры сбыта. Ежегодно за вопросы, связанные с наркотиками, мы привлекаем к уголовной ответственности 140 тыс. человек".
Об идее расформирования ФСКН: "Было много спекуляций на эту тему. Людей не передают, люди сами решают, где им работать. МВД никаких новых функций не добавляется. При этом говорилось о том, что надо сократить ФСКН, а эту численность добавить МВД. Такие подходы не имеют ни финансового обоснования, ни содержательного. У нас, конечно, 29 тыс. человек всего, но тем не менее, 90% всей организованной наркопреступности как раз ликвидируется именно нами. Это говорит об эффективности службы. 95% перехватов наркотиков оптовыми партиями — ФСКН. МВД больше работают на потребительском рынке".
Об Афганистане и Колумбии: "Афганистан — зеркальное отражение Колумбии. На сегодняшний день на планете есть два феномена, две раковые опухоли: это производство кокаина в Южной Америке и производство героина в Центральной Азии. Два абсолютно зеркальных явления и по механизму образования, и по механизму функционирования. Они порождают транснациональные наркотрафики, которые опутывают весь земной шар".
"Финансовый спрос — крупнейший драйвер раскрутки торговли наркотиками"
Виктор Иванов о сотрудничестве с США в борьбе с оборотом наркотиков: "Более четырех лет мы плотно сотрудничали. Под знаменами президентов России и США была создана Российско-американская рабочая группа, которая позволяла нам контактировать с высоким должностным лицом, в этом случае это был господин Керликовский в ранге помощника президента США. Он же был руководителем управления администрации Белого дома по вопросам наркотиков.
Естественно, к этому привлекалась и Служба по борьбе с наркотиками и ряд других ведомств. Это позволяло рассматривать проблему наркомании и наркопреступности комплексно, со всех сторон, в том числе и в Афганистане. С конца 2010 года мы выстроили систему взаимодействия в трехстороннем формате — Россия, Министерство внутренних дел Афганистана и США. Теперь это все не работает, хотя контакты между нами оставлены. Нет той результативности, поскольку желание американской стороны сотрудничать выразилось в том, что меня поставили под санкции. Но мы надеемся на то, что это время пройдет и возобладает здравый смысл".
О том, что стимулирует рост производства наркотиков: "Крупнейшим драйвером роста наркопроизводства, как ни странно, помимо транснациональной наркомафии, является теневой сегмент мировой банковской системы. Ежегодный объем производства и сбыта наркотиков составляет порядка $800 млрд. На такую сумму сбываются наркотики. В среднем, полицейские структуры изымают 10-15% того объема наркотиков, который производится и начинает циркулировать. Остальные находят своего потребителя, и за них выручаются деньги. Объемы изъятия этих доходов, объемы изымаемых денежных средств и активов, в среднем, составляют порядка 1%. Все остальные средства не хранятся под подушкой. Они попадают в банковскую систему.
При этом мировая банковская система, находясь в неустойчивом состоянии, базируется, прежде всего, на том, что сложился так называемый хронический дефицит ликвидности. Банки, чтобы поддержать свою кредитную активность, весьма толерантно относятся к тем деньгам, которые имеют смутное происхождение. Финансовый спрос — это крупнейший драйвер раскрутки торговли наркотиками".