Партии остались в списках
В Новосибирском районе не приняли мажоритарную систему
В Новосибирском районе провалилась инициатива местных властей об изменении схемы выборов в райсовет со смешанной на мажоритарную. Для того чтобы принять соответствующие поправки в устав муниципального образования, совету депутатов не хватило одного голоса. Во фракции «Единой России» райсовета считают, что на результате голосования сказались «личные амбиции некоторых депутатов». Либерал-демократы, наиболее активно выступавшие за сохранение действующей смешанной модели, подчеркивают, что удалось отстоять «равные права всем партиям, а не только той, что находится у власти».
Вчера на сессии совета депутатов Новосибирского района рассматривались поправки в устав муниципального образования. Одна из них касалась введения новых правил избрания депутатов райсовета — исключительно по мажоритарной системе.
Пригородный по отношению к областному центру Новосибирский район — один из наиболее развитых сельских районов Новосибирской области. Здесь проживает около 122 тыс. человек. Суммарный объем инвестиций в 2014 году превысил 31 млрд руб., объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг — 130,5 млрд руб.
Нынешний состав совета из 30 человек был сформирован в 2010 году по мажоритарной системе. Большинство депутатов являются единороссами, как и глава района Василий Борматов. В апреле 2012 года в связи с изменениями в федеральном законодательстве мажоритарная система были заменена на смешанную (15 депутатов должны избираться по одномандатным округам, 15 — по партспискам). Выборы депутатов по новым правилам предполагалось провести в сентябре 2015 года. Однако в середине февраля районная администрация опубликовала проект решения райсовета, устанавливающий новую выборную модель. Совет предлагалось увеличить до 35 депутатов и избирать их только по мажоритарной системе в 12 одномандатных, шести двухмандатных, двух трехмандатных и одном пятимандатном округе.
Единороссы объяснили необходимость новой смены модели прежде всего тем, что при смешанной системе «нарезка» округов оказалась непропорциональной: одни слишком большие, другие слишком маленькие. Это вызвало недовольство многих депутатов-единороссов, именно они и стали инициаторами возврата к мажоритарной системе. Новые поправки в устав прошли публичные депутатские слушания, организаторы которых объявили о поддержке новой модели. Против выступили некоторые оппозиционные и независимые депутаты. Так, в региональном отделении ЛДПР заявили, что отказ от смешанной системы в первую очередь ударит по оппозиции, ее шансы на победу при таком раскладе «серьезно сокращаются». А лидер либерал-демократов Владимир Жириновский обратился к главе района с требованием «прекратить попытки изменения выборной системы», пригрозив в противном случае добиться его отстранения от занимаемой должности.
На вчерашней сессии инициаторов изменений ждал сюрприз. Как сообщили „Ъ“ в райсовете, для того чтобы принять поправки в устав, не хватило всего одного голоса. За новую систему выборов проголосовали 19 депутатов, один воздержался, двое были против. «Итоги голосования стали неожиданными. Предварительные данные говорили о том, что необходимые две трети депутатов должны были поддержать поправки. Но, видимо, кое у кого взыграли личные амбиции»,— предположил спикер-единоросс Владимир Саблин. Он подтвердил, что теперь выборы райсовета в сентябре пройдут по смешанной системе.
«Это очень важное решение, которое касается не только депутатов, но и простых граждан. Ведь только смешанная система гарантирует равные права всем партиям, а не только той, что находится у власти»,— подчеркнул депутат райсовета от ЛДПР Виктор Реутов.
Эксперты не исключают, что райсовет до выборов в сентябре может вновь рассмотреть вопрос о введении мажоритарной системы. «Решение райсоветом принято, как говорится, на волоске. При этом пострадала „честь мундира“ как господина Борматова, так и местных единороссов в целом. Поэтому наверняка исполнительная власть что-то придумает, чтобы добровольно-принудительно заставить депутатов принять нужное решение. Время для этого еще есть»,— считает политолог Дмитрий Пучкин.