Новая модель роста хорошо забыта
Основное направление деятельности правительства — возврат к докризисным темам
В представленном вчера Минэкономики проекте "Основных направлений деятельности правительства" (ОНДП) на 2016-2018 годы "новая модель роста" и "низкое качество госуправления" уже не упоминаются. Проект ОНДП в его идеологической части стал мягче — правительству фактически предлагается вернуться к повестке 2010-2012 годов и завершить ее реализацию. Отказ от новых реформ, в том числе пенсионной, в пользу старых выглядит основной задачей Белого дома на лето 2015 года — если ее решению будет способствовать экономическая конъюнктура.
Проект ОНДП после основных ведомственных согласований вчера опубликован Минэкономики. Предполагается, что именно в этом виде документ, который призван быть основой для разработки летом 2015 года бюджета на следующую трехлетку, будет внесен в правительство. Напомним, накануне Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства, вчера же Белый дом опубликовал краткие отчеты правительства и ведомств об итогах их работы в 2014 году — они гармонизированы с этой версией ОНДП.
В сравнении с версией до согласований (см. "Ъ" от 17 марта) документ изменился несильно — именно в его начальной части, являющейся чисто идеологической составляющей ОНДП. Предыдущая версия разрабатывалась Минэкономики в ситуации локального пика экономического обвала. Отметим, 23 апреля на заседании правительства Минэкономики должно представить прогноз социально-экономического развития РФ: в сравнении с предыдущей версией прогноза, также мартовской, в нем улучшены предположения о глубине падения ВВП (2,8% против 3% в 2015 году в предыдущей версии) и в целом отражены лучшие, чем ранее, среднесрочные экономические ожидания экономического блока правительства. На проекте ОНДП эти пока достаточно неоднозначные изменения отразились сильнее.
Так, из проекта исчезли предложения блока "Новая модель роста": несмотря на то что почти все предложения Минэкономики в этом блоке сохранились в том или ином виде в документе, ведомство Алексея Улюкаева уже не рассчитывает на смену правительственной идеологемы. Из текста также выпала констатация "низкого качества госуправления" — ранее она была первой в списке "вызовов" социально-экономическому развитию РФ наряду с "критически возросшим уровнем издержек" и макропроблемами.
Новые вызовы в проекте ОНДП — "накопленные структурные дисбалансы", "высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней", "низкая эффективность социальных расходов" и "отставание от мировых темпов технологического развития". Фактически речь идет о возврате к идеологемам 2011 года, зафиксированным в документах второй версии поправок к "Программе-2020" (принята в неработоспособном варианте осенью 2008 года, результаты двух попыток ее коррекции, в 2010 и 2012 годах, официально не утверждались). Так, в проекте Минэкономики от апреля 2015 года "бюджетный маневр" понимается ровно так же, как четыре года назад: временная целевая передислокация бюджетных расходов в сферу образования и здравоохранения ради накопления "человеческого капитала".
Основной контент ОНДП — отраслевые инициативы и цели — при этом соответствует текущей повестке, но в целом проект выглядит как сознательная попытка возвращения к риторике и планам 2010-2012 года в новых условиях. Отметим, возвращение Белого дома к этим планам в последние недели очевидно — это и возвращение к планам оптимизации бюджетной сети (см. стр. 1), и рост интереса правительства к теме особых экономических зон, и новое обсуждение темы инфраструктурных облигаций, и тема развития Дальнего Востока. Обсуждение в Белом доме возврата к накопительной пенсионной системе (два источника "Ъ" вчера подтвердили, что принято именно это решение, о котором предположительно сегодня объявит премьер-министр Дмитрий Медведев) также можно расценивать как отказ от реформы, предлагаемой социальным блоком Белого дома. Скорее всего, обоснование происходящего — уверенность правительства в том, что макроэкономические условия восстановления в 2016-2018 годах будут аналогичны сценарию выхода экономики РФ из кризиса в 2009-2011 годах.