"Все мы переживаем по поводу того, в какой ситуации находятся наши отношения"
Посол ЕС в РФ рассказал "Ъ" о закрытой встрече с членами Госдумы
Вчера депутаты Государственной думы и послы стран--членов Евросоюза провели неформальную встречу за закрытыми дверями. Ее ключевой темой стал кризис в отношениях России и ЕС, а также реализация минских соглашений по урегулированию ситуации на Украине. Своими впечатлениями о встрече глава представительства ЕС в Москве ВИГАУДАС УШАЦКАС поделился с корреспондентом "Ъ" ЕЛЕНОЙ ЧЕРНЕНКО.
— Как прошла встреча?
— Встреча прошла в самой доброжелательной атмосфере. Очевидно, что все мы переживаем по поводу того, в какой ситуации находятся наши отношения. Цель встречи состояла в том, чтобы в закрытом формате открыто обсудить, что нас объединяет и что нас раздражает. Я надеюсь, что это поможет нам сблизить позиции и начать активнее совместно работать над стабилизацией ситуации на Украине, что в свою очередь помогло бы нормализировать наши отношения.
Впрочем, мы говорили не только об Украине, но также и о наших торговых отношениях, которые имеют большое значение как для ЕС, так и для России. В этом смысле мы взаимозависимы. ЕС остается крупнейшим торговым партнером для России. 75% инвестиций в России приходится на страны ЕС. Мы также говорили о торговых барьерах, с которыми, к сожалению, столкнулись страны ЕС. Было отмечено (послами стран ЕС.— "Ъ"), что Россия не выполняет свои обязательства в рамках Всемирной торговой организации. Кроме того, мы обратили внимание на важность уважения прав человека, плюрализма мнений, свободы печати.
Возвращаясь к Украине, отмечу, что как представители Евросоюза, так и депутаты Госдумы РФ подчеркнули важность полного выполнения минских соглашений от 12 февраля.
— Накануне встречи российские депутаты высказывали намерение поставить вопрос о снятии санкций. Есть какие-то подвижки в этом вопросе?
— Вопросы ставились разные. Но целью встречи не было обсуждение санкций. При всем уважении — этот вопрос не входит в компетенцию послов и членов Думы. Они не принимают решение о принятии или отзыве санкций. Это компетенция наших правительств. Евросоюз принимал эти ограничительные меры в качестве политического ответа на неправомерные действия России и с целью убедить ее изменить курс в отношении Украины. В случае полного выполнения минских договоренностей мы, как я надеюсь, сможем нормализировать наши отношения.
— По мнению российских официальных лиц, выполнение мирного плана затягивает Украина, тем самым оттягивая снятие санкций с России.
— К сожалению, обе стороны не в полной мере выполняют эти соглашения.
— Но ругают только Россию.
— Мы озвучиваем критику и в адрес киевских властей, когда они не в полной мере выполняют те или иные взятые ими на себя обязательства. И мы всегда побуждаем их придерживаться договоренностей.
— Вчера Еврокомиссия предъявила "Газпрому" обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Если "Газпром" не изменит свое поведение на рынке ЕС, ему грозит штраф в несколько миллиардов евро. Этот вопрос обсуждался на встрече с депутатами?
— Нет, поскольку эта новость пришла как раз во время встречи. Но я хочу подчеркнуть, что никакой политической подоплеки в действиях антимонопольной службы Евросоюза нет. Эта служба работает над тем, чтобы все игроки рынка действовали в рамках европейского законодательства. Не стоит искать в этом какой-то политический подтекст: буквально неделю назад похожее решение было принято в отношении компании Google. Я надеюсь, что решение по "Газпрому" не повлияет на отношения между ЕС и Россией. Все компании, работающие на европейском рынке — не важно, европейские они или нет,— обязаны соблюдать правила ЕС.
В целом же хочу отметить, что разговор в Госдуме был весьма конструктивным, и надеюсь, что эти неформальные контакты и диалог будут продолжаться.