Арест за неразглашение
Саровского ученого арестовали на два месяца
Саровский городской суд на два месяца арестовал бывшего научного сотрудника Российского федерального ядерного центра Владимира Голубева, обвиняемого в разглашении гостайны. Защита планирует обжаловать это решение, считая, что таким образом следствие среагировало на то, что с ученого была снята подписка о неразглашении данных предварительного следствия.
Для изменения меры пресечения Владимиру Голубеву Саровский горсуд собрался во вторник вечером. Заседание затянулось на несколько часов. Следствие настаивало на том, что, находясь на свободе, ученый «продолжает преступную деятельность», мешает расследованию и нарушает подписку о невыезде и надлежащем поведении. В итоге около часа ночи, после нескольких безрезультатных ходатайств адвоката Евгения Губина, суд вынес решение об аресте Владимира Голубева. Он будет находиться под стражей два месяца. Из суда ученого отвезли в Саровский ИВС, откуда в ближайшие дни должны этапировать в СИЗО-1 Нижнего Новгорода.
Дело в отношении бывшего сотрудника Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики Владимира Голубева было возбуждено летом 2014 года Следственным отделом управления ФСБ по Нижегородской области по ч. 1 ст. 283 УК РФ («Разглашение гостайны»). Поводом для расследования стал доклад ученого, посвященный взрывчатым веществам, с которым он выступил на конференции в Чехии в 2013 году и позже опубликовал в одном из научных журналов. Сам Владимир Голубев считает, что дело инициировали бывшие коллеги (в апреле 2013 года ученый ушел на пенсию), которые и дали заключение о раскрытой гостайне в материалах доклада.
До недавнего времени Владимир Голубев находился под подпиской о неразглашении материалов предварительного следствия. Но в начале апреля заместитель начальника следственного отдела УФСБ ее отозвал. До ареста Владимир Голубев успел выложить в своем блоге на сайте «Открытой России» текст постановления о возбуждении уголовного дела и другие материалы. Из них следует, что вопросы УФСБ вызвал доклад ученого «Прочность и разрушение энергетических материалов в условиях ударного нагружения», который был опубликован в сборнике ежегодной международной конференции New Trends in Research of Energetic Materials («Новые тенденции в исследованиях энергетических материалов»), проходившей 10–12 апреля 2013 года в Падрубицком университете в Чехии. Признаки разглашения гостайны под грифом «секретно» в докладе ученого усмотрел саровский чекист Сергей Казаков — куратор аэробаллистического отделения ВНИИЭФ, в котором работал Владимир Голубев. Соответствующий рапорт капитан Казаков направил начальнику УФСБ по Нижегородской области Сергею Старицыну. По информации Владимира Голубева, состав смесового взрывчатого вещества, о котором идет речь в докладе, следователи посчитали «технологической рецептурой его изготовления». Эти подозрения ученый называет «лживой ахинеей на уровне двоечника ПТУ» и планирует обжаловать все результаты экспертиз по уголовному делу, представленных следствию сотрудниками различных структур ВНИИЭФ.
Евгений Губин планирует обжаловать и решение суда об изменении меры пресечения подзащитному. Адвокат считает, что, добившись ареста ученого, «следствие отомстило защите» за снятие с Владимира Голубева подписки о неразглашении.