Автоклассовое неравенство
Продажи автомобилей премиум-класса в республике падали медленнее остальных
Башкирские дилеры автомобилей премиального сегмента в первом квартале отработали в минус: их продажи к показателям января-марта прошлого года сократились на 35%. При этом, следует из данных маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, ситуация в премиальном сегменте была все-таки лучше, чем в бюджетном, где продажи за этот период обвалились на 55,5%. Дилеры премиальных брендов не ожидают по итогам года дальнейшего падения продаж, полагая, что спрос на премиальные марки может восстановиться. Но, по мнению аналитиков, оптимистичные ожидания вряд ли оправдаются.
Продажи новых легковых автомобилей премиум-сегмента в Башкирии, по данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в первом квартале сократились на 35%, до 371 автомобиля против 572 в январе-марте прошлого года. Из восьми проанализированных премиальных брендов рост валютного курса существеннее всего отразился на продажах Jeep: в регионе продано всего четыре автомобиля американского производителя против 18-ти годом раньше, или на 77,7% меньше. На втором месте по снижению спроса — продукция BMW: продажи немецкого бренда снизились на 50,9%, до 100 автомобилей против 204 в первом квартале 2014 года. Land Rover продал на 44,2% машин меньше — 48 вместо 86-ти, продажи Mercedes-Benz просели на 39,6% — до 73 автомобилей против 121 в январе-марте прошлого года. Infiniti столкнулась с падением спроса на 38% — в регионе реализовано 13 автомобилей этого бренда в то время как в январе–марте прошлого года 21. Дилер Volvo продал шесть автомобилей вместо девяти, или меньше на 33,3%. Рост продаж показали лишь два бренда — Audi и Jaguar. Дилер немецкого концерна продал в первом квартале 50 автомобилей, что на два больше, чем в первом квартале прошлого года. Продажи Jaguar выросли вдвое — до четырех автомобилей.
Общий спад квартальных продаж новых автомобилей в Башкирии, включая бюджетный сегмент, Russian Automotive Market Research оценивает в 55,5%, до 7,3 тыс. против 16,5 тыс. автомобилей в тот же период 2014 года.
Представитель компании «Арт-моторс» (дилер Mercedes-Benz и Hyundai) Андрей Шмергельский говорит, что данные аналитиков пессимистичнее реальной картины и в действительности снижение продаж Mercedes-Benz было менее заметным, на 26,4%. Квартальные показатели он называет следствием ажиотажного спроса на премиальные бренды, который наблюдался в конце прошлого года, а также результатом сокращения автокредитования. Во втором квартале, как надеется господин Шмергельский, спрос на премиальные бренды должен восстановиться, в том числе благодаря запланированным клиентским программам поддержки.
Рост продаж Audi представитель «Транстехсервиса» (дилер BMW, Land Rover, Jaguar и других) связывает со сменой дилера этого бренда. «У прошлого представителя этой марки были проблемы с персоналом по продажам, теперь их нет»,— заметил собеседник. Сокращение спроса на Land Rover, по его словам, было прогнозируемым, тем не менее к концу года дилер намерен добиться если не удержания продаж на уровне 2014 года, то лишь незначительного снижения.
«Потребитель в сегменте премиум менее чувствителен к рыночным колебаниям и ценовому уровню, чем потребитель массового сегмента,— поддерживает в целом оптимистические ожидания дилеров аналитик „ВТБ Капитал“ Владимир Беспалов.— Тенденции на этих рынках несколько отличаются. Если для потребителя массового сегмента повышение цен даже на 10% является существенным, то для премиум-класса такая ценовая разница не ощутима». В то же время, как полагает аналитик, восстановления продаж в первом полугодии даже по премиальным маркам ждать не стоит: скорее всего, они снизятся на 25–30%. Оживление спроса господин Беспалов прогнозирует не раньше 2016 года: «Да и то рост не будет очень стремительным, всего на несколько процентов».