Проще дать, чем откатить
Доступ к госзакупкам смогут закрывать всем оштрафованным за незаконные вознаграждения
Минтруд предлагает дать возможность госзаказчикам не иметь дела с физлицами и организациями, уличенными в предложении отката: отказать можно будет всем, кто внесен в соответствующий реестр Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Впрочем, в год за предложение откатов по ст. 19.28 КоАП штрафуются лишь сотни лиц — у следователей популярнее статьи Уголовного кодекса (УК) РФ о взяточничестве. Юрлица, в пользу которых, предположительно, действуют взяточники, и их топ-менеджмент ни в каких открытых реестрах не фигурируют.
Подрядчиков, участвующих в госзакупках и попавших под ст. 19.28 КоАП РФ, может ждать пятилетний перерыв в работе по госзаказу. Попавшихся на откатах и коррупционных схемах на основании судебного решения будут вносить в реестр, а госзаказчикам разрешат требовать от потенциальных подрядчиков отсутствия их упоминания в этом реестре: проект антикоррупционных поправок к закону о контрактной системе опубликован Минтрудом на сайте regulation.gov.ru.
Вести реестр участвовавших в откатных схемах будет ФАС. Данные, которые будут вноситься в него, включают в себя не только информацию о наименовании, ИНН и адресе юрлица, привлеченного к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, но и имена учредителей и руководителей попавшейся компании. В течение пяти лет с решения суда держатель реестра обязан будет предоставлять эту информацию публично и без взимания платы, а затем удалить ее. Внесение и несвоевременное удаление из реестра можно обжаловать в суде.
Ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) предполагает ответственность компаний за передачу должностным лицам и управленцам денег, ценностей или оказание им услуг в обмен на преференции. Санкции по статье — штраф в троекратном размере переданных средств (но не менее 1 млн руб.), для крупных нарушений (от 1 млн руб.) — в 30-кратном размере (но не менее 20 млн руб.), для особо крупных (от 20 млн руб.) — в 100-кратном размере нарушения.
В российской судебной практике ст. 19.28 КоАП РФ применяется редко — так, в Мосгорсуде за 2014 год оспаривалось лишь семь таких судебных решений. В целом по России, по данным сайта rospravosudie.com, с 1 января 2014 года по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ вынесено 165 решений судов общей юрисдикции, по ч. 2 — 11 решений, по ч. 3 вынесенных судебных решений нет. Впрочем, даже эта статистика позволяет оценить пятилетний объем реестра коррупционных компаний в 800-1000 наименований. Учитывая, что всего в госзаказе в РФ, по оценке первого проректора НИУ ВШЭ Александра Шамрина, участвуют 50-70 тыс. предприятий, в реестр попадет 1-2% господрядчиков.
Юристы говорят, что ст. 291 УК РФ (дача взятки) у правоприменителей значительно популярнее ст. 19.28 КоАП РФ: первая предполагает уголовное наказание, а вторая — лишь административное. "Правоохранительная система делает упор на уголовном преследовании, больший приоритет отдается привлечению граждан за дачу взяток, чем привлечению юрлиц за предложение вознаграждения",— говорит председатель МКА "Александр Тонконог и партнеры" Александр Тонконог. То, что во многих случаях коррупционеры действуют в интересах организации, нужно каждый раз устанавливать. "Следователю, ведущему уголовные дела, нет дела до административных правонарушений, их выявление никак не влияет на его показатели работы",— поясняет юрист. По его мнению, было бы рационально законодательно обязать следователей выявлять, в чьих интересах давались взятки, доказывать причинно-следственную связь и затем выделять материалы в отдельное производство с направлением их в соответствующие органы — тогда "число дел по ст. 19.28 увеличилось бы в разы и поправки к законодательству возымели бы больший эффект", считает господин Тонконог. Отметим, после запуска системы ущерб для компании-поставщика, ее менеджеров и бенефициаров от присуждения штрафа будет, видимо, даже больше, чем проблемы от осуждения кого-либо из ее представителей за взятки — это напрямую не разрушает бизнеса компании, участвующей в госзакупках.
"Сейчас суды выносят достаточно мало решений по соответствующей статье. Чтобы этот список был достаточно существенным, стоило бы вносить туда компании по предписанию ФАС",— говорит Андрей Черногоров, ответственный секретарь комитета Госдумы по информационным системам. По его словам, аналогичный реестр — реестр недобросовестных поставщиков, который существует с 2007 года и обновляется по решению ФАС,— постоянно пополняется новыми предприятиями и позволяет заказчикам в будущем не допускать их к торгам.