"Шахтерские выступления — это способ расшатывания ситуации"

В Киеве продолжаются протестные акции шахтеров. Они требуют выплаты зарплат и отказа от планов закрытия нерентабельных шахт. С подробностями — политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Угольная отрасль — одна из самых проблемных в стране. И дело не только в том, что значительная часть украинских месторождений оказалась на территориях, контролируемых так называемыми ДНР и ЛНР. Даже те шахты, что не затронуты войной, зачастую настолько нерентабельны, что вопрос их закрытия обсуждается на высшем правительственном уровне. Дошло до того, что премьер Арсений Яценюк в интервью телеканалу "Украина" признался, что у страны просто нет денег на содержание этих шахт.

"Всего в Украине 90 шахт, 55 мы потеряли. Потому что это те шахты, которые сейчас находятся под контролем российских террористов. Мы потеряли основные марки угля, которые поставляются на теплоэлектростанции, от которых зависит Украина. У нас остались государственные шахты, которые исключительно неэффективны. Средняя себестоимость добытого на государственной шахте угля — 2100 гривен за тонну. При этом в тарифе на электроэнергию заложена цена только в 1100 гривен. Кто будет компенсировать эту тысячу гривен?" – сказал Яценюк.

Даже если бы эти деньги и были, Международный валютный фонд, при прямой денежной помощи которого Киев сейчас реформирует экономическую систему страны, прямо требует отказаться от субсидирования энергетической отрасли в целом и убыточных шахт в частности. Для Европы это давно пройденный этап. В Великобритании, например, именно закрытие правительством Маргарет Тэтчер нерентабельных шахт в 80-е стало завершающим этапом разгосударствления экономики. Но, по словам представителя уполномоченного по правам человека в Верховной раде Михаила Чаплыги, сравнивать британскую ситуацию тридцатилетней давности с нынешней украинской, при всей схожести объявленной цели движения к свободному рынку, по меньшей мере, некорректно.

"Очевидно, что многие будут апеллировать к опыту Британии, когда Тэтчер силовым способом фактически закрыла очень много шахт, и тоже были большие протесты. Но тогда Британия делала рывок в новый постиндустриальный мир, чего нельзя сказать об Украине. Если мы говорим о реформах, то реформа — это не просто посчитать, какая шахта убыточная, заняться переобучением этих людей. Где этот комплекс переобучения, где гарантия того, что они будут с хлебом на столе?" — говорит Чаплыга.

Да, шахтеры вышли в центр Киева, в том числе, и для того, чтобы защитить свое право на труд. Но соучредитель гражданской платформы "Новая страна" Андрей Длигач считает, что вполне объяснимыми и логичными требованиями протестующих прикрываются владельцы угольного бизнеса, которые и являлись главными выгодоприобретателями государственного субсидирования шахт.

"Проблема в том, что шахтерские выступления в данном случае — это не самоорганизация шахтеров, а один из хороших способов расшатывания ситуации, чтобы не допустить проведения реформ в Украине, а реформы подразумевают, конечно, избавление от тех льгот, которые раньше отдавались проолигархическим отраслям. В частности, угольная отрасль, которая из бюджета высасывала гигантские деньги, но не в пользу зарплат шахтеров, а, в первую очередь, в пользу отраслевых баронов", — уверен Длигач.

Закрывать все шахты страны и переходить на экспортный уголь, говорит киевский эксперт в энергетической отрасли Александр Парящий, нет необходимости. А вот провести их аудит, выяснив реальную цену добычи на той или иной шахте, необходимо. Ну а действительно нерентабельные — закрыть.

"Те самые хорошие шахты, которые добывают уголь с низкой себестоимостью, уже так или иначе приватизированы. Все, что осталось в госсобственности, показывает удручающие результаты. Те правительства, которые, по крайней мере, за последние 10 лет были, пытались как-то эту проблему решить, всегда правительство отличалось популизмом. Эту проблему просто все даже боялись затронуть", — рассказал "Коммерсантъ FM" Длигач.

Закрытие даже нескольких шахт, а правительство определенно настроено решительно, станет причиной появления тысяч новых безработных. И эта проблема не многим менее острая, чем требующие госсубсидирования шахты. И пока нет четкого понимания того, как быть с этими потенциальными безработными. В той же Британии многие бывшие шахтеры так и не нашли себе нового места в жизни и десятилетиями живут на пособия. Но на украинское пособие по безработице, в пересчете составляющее сейчас около 2,3 тыс. руб., вряд ли можно протянуть хотя бы месяц.

Вся лента