«Коммерсантъ-Урал» при поддержке QB Finance и группы компаний RED выпустил фотоальбом «Свердловск. Победа», приуроченный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В альбом вошли фотографии, агитматериалы, документы и письма, связанные с жизнью города в годы войны
В годы Великой Отечественной войны по железной дороге с западной части СССР на восток были эвакуированы сотни предприятий, а их продукция бесперебойно доставлялась на фронт. Для перебазирования промышленности и эвакуации населения было задействовано около 1,5 млн вагонов.
В кратчайшие сроки уральские железнодорожники создавали для фронта бронепоезда, поезда-бани, формировали санитарные поезда, строили новые железнодорожные линии, развивали узлы и станции. В 1943 году железная дорога им. Л. М. Кагановича по решению Верховного Совета СССР стала называться Свердловской.
Свердловский Уралмашзавод в годы войны производил самую разнообразную продукцию военного назначения. Сюда были эвакуированы мощности Ижорского, Кировского заводов, а также заводы «Красный Профинтерн» из Брянска и «Большевик» из Киева. В 1942-1943 годах в его состав входил свердловский завод «Металлист», который в 1943 год выделен из «Уралмаша» и стал заводом №50 (сейчас «Уралтрансмаш»), специализирующимся на производстве самоходных артиллерийских установок. Всего за годы войны уралмашевцы выпустили более 5 тыс. самоходок, 731 танк Т-34, около 10 тыс. танковых корпусов, 7 тыс. танковых башен.
Из-за значительно увеличившегося промышленного комплекса за счет эвакуированных предприятий, произошло масштабное увеличение нагрузки на электросети. В связи с этим была отключена бытовая нагрузка, улицы погрузились в темноту. Были установлены жесткие лимиты электропотребления для предприятий, учебных заведений, больниц и госпиталей, театров и кинотеатров, магазинов, госучреждений. Отпуск электроэнергии населению во многих городах был ограничен 5 кВт ч в месяц на человека. Чтобы уложиться в лимит, пользовались маломощными лампочками, керосиновыми или самодельными лампами-«коптилками».
Особый Уральский добровольческий танковый корпус имени Сталина был сформирован в 1943 году по инициативе трудящихся Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. В корпус было отобрано 9660 человек из 115 тыс. подавших заявление. Оружие и техника были изготовлены на уральских заводах сверх плана и на добровольные взносы. В фонд создания корпуса было собрано свыше 70 млн рублей, на которые были выкуплены у государства боевая техника, вооружение и обмундирование. Одним из символов корпуса стали «черные ножи», специально изготовленные в Златоусте.
Из книги «Свидетель века» сотрудника свердловского
госуниверситета Галины Кулагиной:
Самым тяжелым для большинства свердловчан, по общему признанию, был 1942 год. Огромный наплыв эвакуированных, их трудовая неустроенность, резко ухудшившиеся бытовые условия, бесконечные очереди и не проходящее чувство голода. Большим подарком для историков всех рангов были лекции на пересыльных пунктах. Нужда в лекторах возрастала по мере того, как правительственными указами вводились все новые ордена и медали в честь знаменитых полководцев и флотоводцев прошлого. В стране, где несколько лет подряд царило бесконечное «реформирование» в преподавании истории, мало кто был наслышано боевых заслугах не только Федора Ушакова, но и Богдана Хмельницкого. На пересыльных пунктах патриотическая тематика была без конца востребована. Читать туда все шли охотно, так как там кормили обедом без всякой вырезки из карточки.
Архив музея истории Уральского государственного университета.
Осенью 1941 года в Свердловск был эвакуирован диктор
Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию
Юрий Левитан, который читал по радио сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Его нахождение
было полностью засекречено, так как перед немецкими спецслужбами была поставлена задача по его похищению. В марте 1943 года Юрий Левитан переехал в Куйбышев, где разместился Радиокомитет.
В годы войны в Свердловск были эвакуированы многие деятели культуры и искусств. Среди них писатели: Агния Барто, Федор Гладков, Мариэтта Шагинян, Аркадий Коц, Лев Кассиль, Леонид Гроссман.
В городе работали 40 членов Союза Композиторов СССР, включая Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского.
Из воспоминаний студентки филологического отделения свердловского
госуниверситета Веры Петровой:
От голода, холода, темноты и нравственных страданий спасались в театрах и кино.
Кроме наших театров, в Свердловске во время войны играл МХАТ и театр Красной
Армии. Все, что они ставили, было просмотрено не по одному разу.
С конца 1941 года в течение двух лет в Свердловске работала часть президиума академии наук СССР. Среди работ, выполненных учеными в годы войны: технологии производства высококачественных сталей для танковой промышленности, технологии получения качественного моторного топлива из высокосернистой нефти, созданы установки для обнаружения затонувших кораблей и приборы контроля качества военной продукции.
Лыжная база на Уктусских горах, 1944 г
С января 1943 года была снята бронь со всех военнообязанных мужчин, работавших в партийном и советском аппарате. Бюро РК ВКП (б) приняло постановление о подготовке партийных и советских работников из числа партийного актива женщин.
В июле 1941 года произошло объединение органов государственной безопасности и внутренних дел СССР. Управление НКВД по Свердловской области размещалось на ул. Ленина, 17. Перед войной здание было реконструировано, сделан надстрой двух этажей. В связи с большим перемещением населения из западных районов страны в Свердловске было учреждено городское управление милиции. Оно расположилось на ул.8 Марта, 13. В нем разместились: секретариат, политотдел, отдел уголовного розыска, оперотдел, ОБХСС, паспортное и адресное бюро, отдел служебной и боевой подготовки. Всего в Свердловске в то время насчитывалось 12 районных отделений, а также отдельный конвойный и кавалерийский взводы при ГУМе.
По свидетельству очевидцев,1 сентября 1942 года в школы пришло только 50% детей. Главная причина – отсутствие одежды и обуви.
В 1941 в Свердловском зоопарке резко сократились доходы от реализации билетов.
Из-за отсутствия необходимых кормов и систематического недоедания гибли животные. По «карточке» суточная норма хлеба на ребенка составляла 400 г, взрослого рабочего - 600 г, рабочего на военном заводе - 700 г, а белому медведю в сутки требовалось 4 кг хлеба, 3 кг мяса, 2 кг рыбы и полкило крупы.
Самая большая смертность в зоопарке пришлась на 1943 год, когда в сотни раз выросли цены на продовольственных рынках. Из 628 особей войну пережили только 140.
В декабре 1941 года в Свердловский зоопарк из Москвы была эвакуирована слониха Нонна. По одной из версий, ее подарил Сталину император Эфиопии Хайле Селассие I. В зоопарке тогда не было слоновника, поэтому Нонну поместили в здание бывшего Крестовоздвиженского монастыря, находящегося рядом. Зиму она не пережила.
Из воспоминаний журналиста редакции газеты Уральского военного округа «Красный боец» Веры Петровой:
9 мая 1945 года вся редакция разбежалась по митингам. Я получила задание дать в газету репортаж «На улицах Свердловска». День Победы не был такой неожиданностью, как 22 июня: ждали со дня на день объявление о конце войны. И все же сообщение о конце войны было потрясающим, взвинтившим нервы до предела. Все, кто в этот день и час не был занят на работе, мне кажется, были на улицах, сидеть дома было невозможно. Казалось, все друг друга знают, обнимаются, целуются… Играли гармошки и всюду собирались кружками люди. Плясали поодиночке, а то и взявшись за руки или за плечи. Тут и там вспыхивали «ура» Красной Армии и Сталину.