"Эти дополнительные платежи аэропортов за аренду проинвестируют пассажиры"
Ставку аренды для аэропортов привяжут к количеству взлетов-посадок и пассажиропотоку. С такой инициативой выступило Министерство транспорта. Главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьи Полыгаевой.
Воздушные гавани сегодня платят деньги за использование аэродромов. Однако единый подход к формированию арендной ставки пока отсутствует. По данным газеты "Коммерсантъ", аэропорты Домодедово и Внуково поддержали документ Минтранса. Однако в Шереметьево уверены, что эта схема увеличит ставки аренды на 30%.
— А вы как относитесь к такому предложению?
— С одной стороны, желание сформировать единый подход для всех аэропортов нужно только поддерживать. Это правильное направление, потому что до недавнего времени у нас был совершенно непонятный дифференцированный подход к взиманию арендных платежей с аэропортов и пользование инфраструктурой, которая принадлежит государству. Однако даже есть аэропорты, которые не платят или не платили, просто не было с ними арендного договора. Но с другой стороны, все-таки здесь подход должен быть отчасти более детализированный. И просто подходить к вопросу с точки зрения количества взлетов и посадок было бы, наверное, неверно. Дело в том, что компаниям, которые эксплуатируют эти аэродромы, это имущество досталось в различном состоянии. Где-то аэродромы реконструированы, а где-то взлетно-посадочные полосы требуют достаточно много инвестиций для поддержания их в необходимом эксплуатационном состоянии. Здесь надо учитывать все факторы и подходить к этому вопросу все-таки более детально и смотреть, в каком состоянии эта инфраструктура, какого размера аэропорты, какой у них потенциал, какова, в конце концов, даже длина взлетно-посадочной полосы, потому что от этого зависит, какие самолеты они могут принимать, и какие ставки сборов они могут выставлять авиакомпаниям за пользование этой полосой.
— В Шереметьево говорят, что эта схема увеличит ставки аренды на 30%, возможно такое?
— Да, вполне. Дело в том, что обеспокоенность аэропорта Шереметьево ясна, это сегодня самый интенсивный аэропорт в России, по количеству взлетов и посадок он лидер. И пересмотр, введение этого единого подхода будет достаточно дополнительным серьезным бременем для аэропорта. К сожалению, другого инвестора, кроме как пассажир в гражданской авиации, нет, и тем или иным способом все это будет переложено на пассажиров, а значит, мы будем видеть включение этих дополнительных платежей в стоимость авиабилетов.
— Получается, Шереметьево будет платить больше, а Домодедово и Внуково, если не столько же, то, может быть, даже и меньше?
— Это необязательно, они будут платить меньше или столько же, дело в том, что все аэропорты растут. И динамика меняется: то один аэропорт прибавляет быстрее, то другой аэропорт замедляется. Другое дело, что сегодня состояние инфраструктуры московских аэропортов более или менее так равноценно, во всех реконструированных аэропортах есть полосы, во всех идет дальше реконструкций и строительство новых полос, поэтому им переживать за свое будущее не стоит. А вот региональным аэропортам, небольшим аэропортам, аэродромам, конечно, придется серьезно затянуть пояса и как-то пытаться выжить уже в этой ситуации общего подхода.
— Получается, что в конце концов все равно мы с вами как авиапассажиры заплатим за все это?
— Несомненно, эти дополнительные платежи проинвестируем мы, пассажиры. Введение данных платежей не очень своевременно, в этой ситуации, когда у нас идет явный экономический спад, когда надо, наоборот, стимулировать пассажира, чтобы он летел, и снижать стоимость его перевозок, мы вдруг начинаем предлагать какие-то дополнительные платежи, которые явно только увеличат стоимость его перевозки и будут играть на понижение спроса.
— То есть и так у нас в авиаотрасли все не очень хорошо, пассажиропоток только снижается, и если билеты еще подорожают, то возможно дополнительное снижение?
— К сожалению, нет пока никаких предпосылок предполагать, что пассажиропоток вдруг начнет резко расти или он хотя бы стабилизируется. Увы, тенденция пока только к снижению, несмотря на то, что прогноз на зиму был хуже, чем в реальности, все равно он остается негативным. В этой ситуации надо, наоборот, максимально освобождать авиакомпании и аэропорты от каких-то дополнительных платежей, создавать для них льготные условия, чтобы они могли поддерживать приемлемый для граждан в нынешней ситуации уровень цен.
— А вы логику Минтранса понимаете? Ведь Минтранс наверняка осознает, какая сейчас ситуация в отрасли, почему он все равно выступает с этим предложением?
— Дело в том, что процесс был запущен давным-давно, и уже давно стоял вопрос создания единого механизма подходов к аренде имущества управляющими компаниями, просто процесс так затянулся, что вот он сейчас, пик его развития, он попал прямо на кризис. А вообще, конечно, эту задачу надо решать, потому что совершенно несправедливо, когда одному аэропорту выставляет один ценник Росимущество, а другому аэропорту — другой ценник, и совершенно это непонятно, на какой математической модели и научной основе это рассчитано.