"Театру на Таганке не дают играть"

Группа актеров Театра на Таганке недовольна новым директором. Утром у станции метро Таганская они провели пикет. Участники акции требуют сохранить наследие бывшего руководителя Юрия Любимова. Также, по их словам, из-за того что театр на ремонте, многие постановки отменены. Актер Театра на Таганке, заслуженный артист России Алексей Граббе обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Новый директор театра, актриса Ирина Апексимова была назначена в начале марта, на этом посту она сменила Владимира Флейшера.

— Расскажите, в чем суть ваших претензий к новому руководству?

— Суть очень простая: когда умер наш прежний художественный руководитель после Юрия Петровича Валерий Сергеевич Золотухин, нам были выделены деньги на то, чтобы привести театр в порядок перед 50-летием, то есть перед прошлым сезоном. Но совершенно неожиданно и для него, и для нас Валерий Сергеевич умер. И к нам прислали в качестве директора Владимира Натановича Флейшера, и он в свою очередь с собой привел группу молодых ребят из Центра Мейерхольда для того, чтобы они нам устроили наш 50-летний юбилей. Им казалось, сами мы не можем с этим справиться.

Вот этот 50-летний юбилей прошел, никаких зрителей не собрали их постановки в нашем театре, не более 20-30 человек, получился полный провал, за исключением двух премьер, которые были запланированы заранее, сделать. Но когда закончился этот несчастный для нас год, год 50-летия, театр ушел в отпуск, и его приказом Капкова закрыли на ремонт. Вот на те самые деньги, которые были выделены, чтобы привести в порядок театр, театр не был приведен в порядок. Зрительская зона должна была быть приведена в порядок, а деньги эти пустили на разборку перегородок в административной части нашего театра, это совершенно не там, где зрительный зал, с противоположной стороны, с переулка, разобрали перегородки, и объявили, что там аварийное состояние. Заодно проделали отверстие в фойе, чтобы убедиться, что фундамент тоже в аварийном состоянии, но и этого не обнаружили. Не обнаружили хотя бы потому, что два года назад специальная комиссия городского правительства обследовала здание и выяснила, что оно в полном порядке и может работать.

Были какие-то землетрясения, что ли, за это время, что театр вдруг стал в аварийном состоянии? Разобрали перегородки, проделали дырку, и в течение всего года, всего сезона никаких телодвижений, — ни ремонта, никаких работ — не проводилось. Мы были вынуждены играть в ДК, которые были не приспособлены, неподготовлены для этого далеко на окраинах. В одном из них вообще шел ремонт, и мы там в шубах зимой, еле-еле справляясь с этим холодом, играли.

К тому же, всего по нескольку спектаклей в месяц. А никакой рекламы не было, никто на это денег не давал. И в местах, где люди не готовы посещать драматические спектакли, а привыкли быть на концертах с рок-музыкантами и прочими юмористами сегодняшнего дня, мы вовсе перестали играть. С марта-месяца вообще ни одного спектакля нигде. Театр абсолютно не работает, он встал по непонятным причинам. Никаких причин для этого ремонта в театре нет. Мы сами вызвали специалистов, они составили акт, обследовав все здание, что никаких причин для ремонта не существует.

— А как вы считаете, на что эти действия руководства направлены, как они сами объясняют свои действия?

— Самое интересное, что они никак это не объясняют, в том числе, мы, например, небольшой группой пришли к Ирине Апексимовой на днях, чтобы она нам объяснила что-то. Она сказала, что она сама в неведении, ждет указаний сверху, поэтому ни на один из наших вопросов ответить не в состоянии. И о будущем тоже не в состоянии сказать. И даже придя директором в театр, не смогла собрать коллектив, потому что сказать нечего. Она понятия не имеет. Что касается начальства выше, то там тоже сменился Капков на Кибовского, и все одновременно произошло. Капков успел, уходя, назначить Апексимову, хотя его просили не торопиться с этим, надо было обо всем подумать.

Известно, что у Печатникова, который является начальником над департаментом культуры, состоялось совещание по проблемам Таганки. Сначала рассматривался вопрос о том, что театр на Таганке прекратил свое существование как репертуарный драматический. Предлагали его переделать в центр поэзии, песни. Даже предполагалось, что это может возглавить Никита Высоцкий, который центром Высоцкого там поблизости у нас руководит. Но когда стало известно в администрации президента о том, что такое возможно, — а Владимир Владимирович Путин в свое время Золотухину давал слово, что театр не будет переформирован, — сделали такой поворот, они не будут расформировывать театр, он останется драматическим.

Надо отметить через несколько лет столетие Юрия Петровича Любимова, сделать мемориальную зону, куда войдет мемориальный кабинет Любимова, место, где гримировался Высоцкий, а на первом этаже — Золотухин, сделать филиал музея Бахрушина с отдельным входом. А так как здание нашего театра было ранее отведено под кинотеатр с пристройками, нет места, где даже сидеть артистам. И если что-то отрезать подо что-то, то театр существовать не сможет. В дальнейшем проекте предполагается либо под землю зарываться, либо над старым зданием что-то надстраивать. Это существенный колоссальный проект на много-много лет. Театр все это время работать, получается, не сможет. Была такая задумка, чтобы молодой коллектив мхатовский или щукинский сюда запустить, сделать обновление всего. Понятно, что если этот проект будет рассматриваться четыре-шесть лет, мы спокойно могли бы все это время работать, пожалуйста. Делайте что угодно, любые предложение, любые проекты. Нет, вот встал театр, не дают играть, и понятно, что это будет длиться годами.

Вся лента