КС Татарстана признал право граждан на шествия
Права на проведение первомайских демонстраций добивается КПРФ
Татарстанский закон о митингах могут пересмотреть, разрешив проводить демонстрации и шествия вблизи зданий, занимаемых властями. Конституционный суд республики признал закон соответствующим конституции региона, однако указал, что «отдельные формы публичных мероприятий» могут проводиться в тех местах, где в настоящий момент законодательно запрещены. На закон жаловались коммунисты, которым местные власти не согласовывали первомайское шествие. Они планируют подготовить очередную инициативу по смягчению закона. В парламенте Татарстана готовы ее рассмотреть.
Вчера КС Татарстана отклонил жалобу депутатов фракции КПРФ в Госсовете республики Хафиза Миргалимова и Артема Прокофьева. Они пытались оспорить п. 3 ст. 12 регионального закона о митингах, который устанавливает запрет на проведение публичных мероприятий ближе 50 м от зданий, занимаемых органами госвласти, прокуратуры, консульств, образовательных и медицинских учреждений, а также культовых сооружений. Коммунисты считали, что Госсовет превысил свои полномочия, установив ограничения, из-за которых на практике невозможно провести шествия и демонстрации в центре крупных городов республики. Они настаивали на исключении из закона этой нормы как противоречащей ст. 43 конституции республики, согласно которой ее жители «имеют право в соответствии с законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования».
КС доводы заявителей посчитал необоснованными. В своем решении он указал, что право на проведение акций не является абсолютным, а Госсовет, принимая закон, «исходил из целей обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности». Закон республики «не отменяет, не умаляет и иным образом не нарушает конституционное право человека и гражданина». При этом КС указал, что оспариваемая норма может применяться «только в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности», в том числе если проведение мероприятия «может повлечь законодательно установленные негативные последствия». Таким образом, отметил КС, установленный в законе запрет «не может служить… единственным и достаточным основанием отказа» при согласовании акций.
Кроме того, КС Татарстана не исключил «совершенствование» оспариваемого закона, посчитав возможным ввести «дифференцированный подход» к регулированию порядка «отдельных форм публичных мероприятий», указав, что те могут проводиться в местах, где в настоящий момент законодательно запрещены. В частности, суд отметил, что демонстрации и шествия не предполагают нахождение их участников в одном месте длительное время, в том числе возле госучрежений, прокуратуры и т. д. При этом специально отведенные места, определенные в Татарстане, «не рассчитаны на проведение демонстраций и шествий».
Отметим, что закон «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» действует с 2013 года и является один из самых жестких в России (к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге запретные зоны в 50 м от госучреждений отсутствуют). До этого значительных проблем с проведением шествий и демонстраций, в частности в Казани, не было. Так, год назад суд оштрафовал Хафиза Миргалимова и Артема Прокофьева за проведение несогласованного шествия к памятнику Владимиру Ленину 1 мая. А ранее у прокуратуры возникли претензии к митингу профсоюзов «Единой России», который проходил вблизи министерства финансов Татарстана. Санкции надзорного органа коснулись исполкома Казани, который согласовал эту акцию. Коммунисты неоднократно пытались изменить закон в Госсовете, однако их инициативы отклоняли. В частности, в МВД по Татарстану заявляли, что захват зданий госорганов на Украине произошел из-за отсутствия такого закона, который действует в Татарстане.
Хафиз Миргалимов остался недоволен решением КС, назвав его «половинчатым». «Это 70% в пользу Госсовета, а 30% нам подачку выкинули»,— сказал он. Однако Артем Прокофьев назвал позицию КС «положительной». «Пускай они признали закон соответствующим конституции. В то же время Госсовету рекомендуется изменить регулирование по шествиям и демонстрациям»,— подчеркнул депутат, пообещав внести соответствующий законопроект в парламент республики.
Зампред комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов заявил “Ъ”, что «норма в 50 м — серьезная, обоснованная», однако посочувствовал коммунистам, которым городские власти «не дают возложить цветы своему вождю». «Если коммунисты, исходя из решения КС, подготовят инициативу, она, конечно, будет рассмотрена»,— сказал он.