"Кадыров, как ни странно, действует совершенно правильно"

В МВД назвали недопустимыми слова Рамзана Кадырова об "огне на поражение" по полицейским из других регионов. Ведомство выпустило официальное заявление по поводу высказывания главы Чечни. Ранее Рамзан Кадыров осудил действия ставропольских полицейских, которые провели операцию по задержанию подозреваемого на территории Чечни. Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По мнению Рамзана Кадырова, подобные действия должны согласовываться с чеченскими правоохранителями. "Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется — будь то москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться", — заявил глава Чеченской Республики.

— Как вы можете прокомментировать это заявление Рамзана Кадырова? Громко обсуждалось, хотелось бы вашу оценку услышать.

— На самом деле Кадыров, как это ни странно, действует совершенно правильно: он провоцирует конфликт с силовиками, так как любое его заявление не несет никакого уголовного либо административного последствия, то есть это обычное заявление.

— А почему не несет?

— Во-первых, федеральные силовые ведомства ему непосредственно не подчиняются, хотя он и обладает особенными полномочиями в Чечне, но это не письменный приказ — это заявление на совещании, и всегда можно обосновать, что это дается совершенно в другом контексте…

— Но разве нельзя воспринимать это заявление как руководство к действию, хотя оно не письменное?

— Это можно воспринимать как руководство к действию, но и без этого заявления чеченские силовики достаточно часто открывают огонь по своим коллегам при определенных конфликтах. И было время, когда чеченские силовики решали некоторые вопросы в Москве, в Санкт-Петербурге, в сопредельных регионах, и там тоже были столкновения интересов.

— Но это нормальная ситуация?

— Это не нормально, но для России это типичная ситуация в последние 10-20 лет.

— До этого это происходило самовольно, а здесь сейчас разрешение дает глава региона.

— Он не может дать разрешение, ему официально силовики не подчиняются. Другое дело, что там много родственников, много сослуживцев, с которыми он вместе воевал, но это не приказ. То есть это политическое заявление, которое привлекает к себе внимание, в первую очередь, Кремля и руководства Министерства внутренних дел и Следственного комитета.

— На какую реакцию рассчитывает Кадыров в этом случае?

— Он рассчитывает на то, что те силовики, которые проводят и будут, скорее всего, проводить операции в Чечне без консультации со своими коллегами в республике, три раза подумают прежде, чем проводить такую операцию, потому что они понимают, что им, возможно, будет оказано вооруженное сопротивление. Соответственно, как правило, они будут согласовывать свои действия с местным МВД либо действовать через Москву. В этом случае у руководства республики есть больше шансов контролировать ситуацию у себя на территории.

— То есть это такой сигнал — "не лезьте в наши дела"?

— Да. Потому что было время, когда чеченские силовики очень свободно действовали в Москве, допустим, или в Санкт-Петербурге, но для них перекрыли такую возможность. Теперь Кадыров пытается перекрыть такую возможность и для соседей.

— Вы сказали, что это сигнал и Кремлю в том числе. В Кремле, правда, не прокомментировали это заявление. Как вы думаете, а какой реакции от президента, от руководства страны ожидает Кадыров?

— У Кадырова достаточно сложные отношения с силовиками, потому что они часто пересекаются в своих интересах, и не только в политических, но и коммерческих, поэтому он все время апеллирует как бы к Кремлю и апеллирует к Путину, что только он может контролировать ситуацию на Кавказе и ситуацию у себя в республике. В связи с расследованием убийства Немцова силовики используют это для того, чтобы оттеснить Кадырова от влияния на силовые ведомства Чечни и Кавказа, и поэтому он постоянно хочет апеллировать к президенту и к руководству МВД, чтобы был как бы третейский судья.

— Но эту ситуацию можно решить каким-то образом кулуарно, не вынося сор из избы, не делая таких громких заявлений на всю страну?

— Видимо, кулуарно не получается такие вопросы решить, поэтому он специально привлекает внимание и провоцирует. И, как правило, в кулуарных аппаратных разборках люди типа Кадырова как раз проигрывают, потому что он добился своей популярности, у него есть определенная популярность в России, именно громкими скандальными заявлениями.

— Но это не демонстрация своей силы Кремлю?

— Это, скорее, наоборот, демонстрация слабости, потому что сильный бы не делал громкие заявления, а просто бы силовики Чечни открывали бы огонь на поражение.

— А то, что он делает это заявление и понимает, что ничего за это не будет, — это разве не демонстрация силы?

— Нет, ему за это ничего не будет, но это заявление — простая мелочь. Любого руководителя Кавказского региона можно взять под следствие и без вопросов посадить совершенно за другие вещи, связанные с финансами, допустим.

Вся лента