Балет как песня
"Американец в Париже" в нью-йоркском Palace Theater
Премьера мюзикл
В нью-йоркском Palace Theater с аншлагом идет новый мюзикл "Американец в Париже" в постановке Кристофера Уилдона, главного хореографа лондонского Королевского балета. Бродвейский дебют звезды мировой хореографии посмотрел МИХАИЛ СМОНДЫРЕВ.
Балеты Уилдона издавна обласканы публикой и критикой, однако в жанре мюзикла он выступает впервые. "Американец в Париже" — ремейк одноименного культового фильма Винсента Миннелли (1951) на музыку Джорджа Гершвина с неподражаемым Джином Келли в заглавной роли. Основная коллизия фильма сохранена: демобилизованный американский солдат Джерри Маллиган, желая продолжить занятия живописью, оседает в Париже, где встречает очаровательную Лиз Дассен. Взаимной любви препятствует долг чести и благодарности: во время оккупации французская семья с риском для жизни прятала у себя еврейскую девочку Лиз, и теперь она не может отклонить предложение руки и сердца Анри Бореля, сына своих приемных родителей. Любовный треугольник превращается в многоугольник, когда по Лиз начинает сохнуть пианист Адам Хохберг, а в Джерри вцепляется взбалмошная американская меценатка Майло Дэвенпорт.
По сравнению с фильмом мюзикл стал заметно длиннее: дополнен новой музыкой, оброс новыми персонажами и деталями, там появилось много-много разговоров и чисто балетные номера. Колоритнее всего получились начальные эпизоды мюзикла: парижанки встречают вернувшихся с войны солдат, толпа устраивает самосуд над коллаборационисткой; очередь за хлебом — кто-то падает в голодный обморок, кто-то пытается пролезть "слева", его яростно выпихивают; кто-то размахивает добытым багетом, апаши пытаются ограбить счастливца. Эти жанровые сценки мелькают на фоне движущихся декораций, создавая иллюзию путешествия по кварталам послевоенного Парижа, мрачного, растерзанного войной (отличная сценография и костюмы Боба Кроули).
Но вскоре многообещающая послевоенная линия иссякает — действие то ныряет в парижские кабаре с развеселыми кокотками, то выплывает на светских раутах. Кристофер Уилдон превратил Лиз в танцовщицу и сосредоточился на новой сюжетной линии — постановке балета: она исполняет главную роль, Адам сочиняет музыку, а Джерри работает художником, создавая эскизы костюмов в стиле Казимира Малевича. Таким образом хореограф обеспечил себе возможность завершить мюзикл чистым дивертисментом. Постановку нового балета показывают изобретательно, в подробностях и в разных ракурсах — и со стороны зала, и из-за кулис. Но именно "новый балет" оказался самым слабым местом спектакля — затянутым, скучноватым и старомодным, застрявшим между бессюжетным хореографическим мейнстримом 2000-х и мюзик-холлом эпохи Голливуда 1930-х годов. Слабость финального дивертисмента объяснима: танцы адаптированы к возможностям бродвейских артистов.
На таком фоне красивый дуэт Лиз и Джерри выглядит апофеозом хореографического мастерства, благо их роли исполняют балетные профессионалы — премьер New York City Ballet Роберт Фейрчайлд и артистка Королевского балета "Ковент-Гарден" Лианн Коуп. Их академическое воспитание позволило хореографу придать мюзиклу подобие метафорической глубины: Лиз и Джерри объясняются в любви на языке классического балета, понятном лишь им двоим,— остальные персонажи принадлежат приземленному миру мюзик-холла. Тут, правда, возникает другая коллизия: ведь в мюзикле надо еще и петь. И в этой сфере безоговорочное лидерство захватывают "бродвейцы": мощный джазовый вокал миллионерши Дэвенпорт — профессиональной певицы Джилл Пейс — легко забивает балеринский голосок героини, трогательно выводящей знаменитый хит "Мужчина, которого я люблю".
Но хореограф Уилдон подыгрывает "своим" — пальма первенства все же остается за балетом. В финале героиня сбежит от своего жениха, чтобы без лишних слов и песен объясниться с Джерри в очередном классическом дуэте, увенчанном финальным поцелуем — ведь любовь, как и балет, важнее всех жизненных обстоятельств и обязательств.