Всемогущая автогражданка
Полис ОСАГО подорожал второй раз за полгода и поправил положение страховщиков. А скоро может еще и поддержать малоимущих и пополнить региональные бюджеты.
12 апреля были повышены базовые тарифы по страхованию автогражданской ответственности. Это стало вторым подорожанием за последние полгода — с 1 октября стоимость ОСАГО увеличилась примерно на четверть. Нынешний рост составил еще 40–60%. Правда, лимит максимальных выплат по страховке увеличился втрое: прошлой осенью со 120 тыс. до 400 тыс. руб. выросло возмещение за ущерб, а с 1 апреля этого года со 160 тыс. до 500 тыс. руб.— за здоровье.
В результате, казалось бы, страховщики остались в проигрыше. Но тонкость заключается в том, что сборы, которые они получат, растут гарантировано, и полис любой автовладелец купить обязан. А вот с возмещение все не столь очевидно. Ведь выросли не сами выплаты, а только максимальные планки, так что страховщики могут, как и раньше, занижать суммы, которые пострадавший получает на руки, ссылаясь на износ деталей. Кроме того, они вряд ли легко откажутся от практики навязывания допуслуг, получившей широкое распространение в прошлом году. Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин утверждает, что справиться с этой проблемой пока не удается.
Отдельные представители страхового сообщества по привычке уже выступили с идеей, что нынешнего повышения тарифов недостаточно. Но, по словам Владимира Чистюхина, «страховые компании, которые находятся у нас на ежедневном мониторинге, показывают положительную динамику как по увеличению числа офисов и возвращению в центральные точки регионов, так и по улучшению качества продаж». Так что благотворное влияние роста стоимости страховки налицо.
При этом длительные торги вокруг тарифов по ОСАГО показали всем, насколько значима эта тема и для общества, и для власти. Иллюстрацией ее социальной значимости может служить тот факт, что сразу после подорожания автогражданки ЦБ по поручению президента занялся проработкой механизма компенсации отдельным категориям малоимущих граждан.
Оставим в стороне тот факт, что малоимущие граждане у нас разъезжают на личных автомобилях. Интересно другое: региональные депутаты, глядя на все это, сообразили, как пополнить местные бюджеты с помощью автогражданки. Дело в том, что транспортный налог идет в местную казну. И платится он в последнее время все хуже. В Госдуме появился законопроект, согласно которому для заключения договора ОСАГО надо будет предъявить квитанцию об уплате транспортного налога или справку из ФНС об отсутствии задолженности по нему. Правда, у страховщиков и без этого были опасения, что из-за подорожания автогражданки активизируются мошенники, продающие поддельные полисы, годные только для предъявления сотрудникам ДПС. А если закон о привязке ОСАГО к уплате транспортного налога примут, клиентская база у изготовителей поддельных страховок вырастет гарантированно.
Санкционные банки остались без пластика
Оптимизм относительно быстрого перевода обработки трансакций по картам международных платежных систем на процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК) оказался немного преувеличенным. Как удалось выяснить «Коммерсанту», Visa не успевает передать НСПК обработку внутрироссийских операций по своим картам во втором квартале. Хотя зампред ЦБ Ольга Скоробогатова надеется, что это все же произойдет к началу июня: «Сейчас мы находимся в ситуации, когда Visa активно переводит свои трансакции (в НСПК), пока это пилотирование с несколькими банками. Но, согласно “дорожной карте”, которую нам представила Visa, это должно быть завершено в конце мая—начале июня». Значит, страховой депозит, судя по всему, Visa все-таки придется перечислить на счет в ЦБ. «Конец апреля — это срок для внесения обеспечительного взноса теми платежными системами, которые не подключились к НСПК… Мы не ожидаем, что кто-то захочет целенаправленно не выполнять закон России, во всяком случае у меня такой информации нет»,— заявила Скоробогатова.
Более того, и по картам MasterCard переход не был полностью завершен к 1 апреля. Так, по словам Ольги Скоробогатовой, Сбербанк «взял чуть больше времени» на это. Сегодня все карты MasterCard в России работают через НСПК, но это, вопреки ожиданиям, не решило всех проблем с пластиком, связанных с санкциями к отечественным банкам. «Да, есть проблема, мы ее, к сожалению, в письменном виде ни разу не получали, но я слышала несколько дней назад, что санкционные банки не могут заказать пластик в международных платежных центрах MasterCard или Visa»,— рассказала Ольга Скоробогатова.
Дело в том, что уже выпущенные карты банков, подпавших под санкции, срок действия которых не истек, могут обслуживаться в России, так как трансакции по ним идут через НСПК, и международные платежные системы их не видят. Банк может выпускать и новые карты, если у него остался запас пластика для них, заказанный и сертифицированный платежными системами до введения санкций.
Но если пластик кончился, то необходимо сертифицировать новую партию непосредственно в MasterCard или Visa, даже если выпускающий карты завод находится на территории России. А если требуется выпустить принципиально новый тип карт, то придется получать еще один банковский идентификационный номер (бин). Выдать его, равно как и сертифицировать пластик банку, находящемуся под санкциями, международные платежные системы не могут при всем желании. И обойти эту проблему с помощью НСПК будет крайне трудно.