"Теплоком" подождет с IPO
Холдинг приостановил выход на биржу на активной стадии
Петербургский холдинг "Теплоком", работающий в сфере энергосбережения, решил повременить с выходом на Лондонскую фондовую биржу из-за негативной экономической ситуации в стране. В результате IPO, к которому компания готовилась около трех лет, холдинг рассчитывал получить доступ к международным финансам и выйти на зарубежный рынок. Эксперты полагают, что у компании будет возможность возобновить выход на биржу в 2016 году.
Петербургский холдинг "Теплоком" приостановил выход на Лондонскую фондовую биржу на фоне внешнеэкономической ситуации. Как рассказали "Ъ" в ЗАО "УК Холдинга "Теплоком"", причин для такого решения было несколько. Во-первых, в связи с понижением рейтинга России все вновь выходящие на AIM или IPO компании оцениваются ниже реальной ценности. Во-вторых, компании с основной выручкой внутри государства переоценены, исходя из колебаний курса рубля и негативного прогноза стоимости нефти.
"Если стратегии компании ограничиваются российским рынком, то разницы нет, так как стоимость в рублях не изменилась (без учета негативных рейтинговых дисконтов). А если у компании были цели по приобретению зарубежных компаний, как, например, в холдинге "Теплоком", то разница есть, так как зарубежные европейские компании не потеряли в стоимости", — поясняют в "Теплокоме".
В компании продолжают ждать стабилизации курса и повышения рейтинга России. "Только после этих индикаторов мы сможем вернуться к вопросу выхода на IPO. Также не сбрасываем со счетов российскую Фондовую биржу РТС. Однако пока остается неясным объем возможного привлечения. Переговоры с российской биржей пока не велись", — поясняют в компании.
Выход на IPO "Теплоком" остановил на стадии выбора уполномоченного консультанта. "По сути, он был определен и уже была согласована контрактная схема взаимодействия с ним. Однако произошли события, которые остановили эту работу с обеих сторон. Пока наши консультанты и представители самой Лондонской фондовой биржи рекомендуют нам повременить с выходом", — рассказывают в "Теплокоме".
Холдинг занимается производством и сбытом энергосберегающего оборудования, в том числе приборов учета энергии. Активно готовиться к IPO компания начала в 2012 году, а само решение приняла еще в 2011 году. В результате выхода на биржу компания рассчитывала получить доступ к международным финансам, расшириться за счет сделок слияния и поглощения, а также выйти на зарубежный рынок. В 2012 году уже была запущена рекламная кампания на территории стран потенциальных инвесторов, основная — в Лондоне. По предварительным подсчетам, IPO должно было обойтись "Теплокому" в сумму от $0,5 млн до $1,5 млн. Компания планировала выпустить 1 млн акций. Планируемый объем средств, которые должны быть получены по итогам IPO, в компании не раскрывают.
Из-за негативной ситуации в экономике выросли долги контрагентов перед "Теплокомом", что также могло повлиять на решение об отказе от IPO. В марте 2015 года дебиторская задолженность составляла около 3 млрд рублей. Часть этой суммы приходится на договоры с пятилетней отсрочкой платежа, которые компания заключала до кризиса. В качестве антикризисной меры "Теплоком" собирался переходить на короткие контракты.
Начальник аналитического отдела ИФК "Солид" Олег Шагов полагает, что позитивных рейтинговых действий со стороны международных рейтинговых в отношении России стоит ждать в конце 2015 — начале 2016 года. Наиболее удачным периодом для проведения IPO, по его оценкам, будет весна — лето 2016 года.
"Холдинг "Теплоком", на наш взгляд, достаточно перспективная компания, которая может повысить свою привлекательность для инвесторов путем оптимизации затрат и более агрессивной политики регионального развития", — говорит господин Шагов.
Аналитик ИХ "Финам" Анатолий Вакуленко отмечает, что для успешного выхода на биржу компании нужно повысить свою прозрачность, несколько лет публиковать отчетность по стандартам МСФО, урегулировать все конфликты, уменьшить долговую нагрузку. "Не исключено, что потребуется модернизировать производство, чтобы оно стало более эффективным. Может потребоваться также обновление продуктовой линейки, выход на новые рынки сбыта. Так что компании может предстоять серьезная работа по улучшению своей инвестиционной привлекательности, прежде чем она сможет разместиться на бирже на самых выгодных условиях", — рассуждает господин Вакуленко.