Особым территориям дали равные права
Правительство продолжает искать место спецминистерствам в структуре власти
Три территориальных министерства — Минкавказ, Минвостокразвития и Минкрыма — уравниваются в правах согласования государственных и федеральных целевых программ. Они будут, согласно постановлению правительства, иметь расширенные права при разработке программ в частях, имеющих отношение к подведомственным территориям.
Проект нового постановления правительства о полномочиях министерств при согласовании госпрограмм (ГП) и федеральных целевых программ (ФЦП) представлен на прошлой неделе Минэкономразвития. Напомним, вопрос согласования госпрограмм министерствами, отвечающими за конкретные территории, уже поднимался в Белом доме. Как отмечал на заседании правительства 12 марта глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, программа согласования ГП и их корректировок не очень эффективна. "Минвостокразвития должно согласовывать все ФЦП, включая Черноморский флот, Калининградскую область, Республику Карелия и так далее",— пояснял он. По словам министра, Дмитрий Медведев дал поручение подготовить проект постановления, предусматривающий согласование территориальными министерствами только тех программ, которые касаются этих регионов.
Постановление ставит в равное положение Минвостокразвития, имеющее сейчас самые определенные и широкие полномочия по госпрограммам и ФЦП, Минкрыма и Минкавказ, полномочия которых меньше. Сейчас полномочия по согласованию госпрограмм есть только у Минвостокразвития, говорит замминистра по делам Северного Кавказа Михаил Развожаев. Три территориальных министерства, с одной стороны, единообразно ограничены в правах по ГП и ФЦП: они должны теперь согласовывать в обязательном порядке программы в той части, которая непосредственно их касается. С другой стороны, что именно их касается, то есть список подконтрольных программ, будет определять правительство. Наконец, права трех ведомств будут широкими: их согласование будет необходимо на ранних стадиях подготовки документов, без их визы нельзя будет внести ни проект ГП или ФЦП, ни изменения в него в Белый дом. Кроме того, проект предусматривает включение в целевую программу спецраздела (подпрограммы), определяющего приоритеты развития отдельных территорий.
"Существует инициативное согласование проектов всех госпрограмм заинтересованными федеральными органами, и на практике предложения территориальных министерств, как правило, не учитываются",— пояснили ситуацию "Ъ" в пресс-службе Минкрыма. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка еще на заседании 12 марта пожаловался, что при формировании программных мероприятий в разных ФЦП, касающихся федеральной адресной инвестпрограммы, "руки до Дальнего Востока не доходят".
"Мы с коллегами из территориальных министерств исходим из того, что необходимо участвовать в процессе разработки государственных программ в интересах подведомственных территорий, а не пытаться исправить что-то постфактум",— подчеркнул господин Развожаев. По его словам, министерства смогут вносить в программы свои обоснованные предложения, прежде всего связанные с правилами участия субъектов РФ в тех или иных программных мероприятиях, вплоть до написания специальных разделов в госпрограммах, посвященных территориям с особой госполитикой. "Согласовываться не будут только специальные территориальные программы. Например, Минкавказ не будет согласовывать программы развития Дальнего Востока или Арктики",— добавил замминистра. При этом в Минвостокразвития, которое сейчас согласовывает почти все госпрограммы, готовы поступиться немногим. "Если программа никак не касается развития Дальнего Востока, то нет и особого смысла ее согласования министерством",— объясняют там.
При этом, как следует из отчета Минвостокразвития о результатах работы за 2014 год, ведомство недовольно тем, что при формировании ФЦП уровень подушевой обеспеченности в регионах Дальнего Востока оказывается существенно ниже общероссийского. Белый дом сейчас постепенно уходит от идеи выравнивания бюджетной обеспеченности даже на уровне идеологии (см. стр. 1). В Минкрыма также отмечают, что проект дает территориальным министерствам возможность согласовывать все проекты ФЦП, касающиеся территориального развития,— это позволит устранить отраслевые диспропорции в развитии территорий. Таким образом, поиск в Белом доме баланса сил между территориальным и отраслевым принципами устройства правительства на этом не закончится — именно против вышеописанных полномочий территориальных министерств выступали отраслевые ведомства.