"Интерес к газовому направлению у "Роснефти" должен быть более серьезным"

"Роснефть" обсуждает развитие газового бизнеса, но не планирует создавать для этого отдельную структуру. Об этом "Коммерсантъ FM" заявил вице-президент нефтяной компании Михаил Леонтьев. Независимый эксперт Дмитрий Лютягин обсудил тему с ведущим радио новостей Максимом Митченковым.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ранее о планах "Роснефти" создать газовое подразделение "Роснефть-газ" сообщил Forbes. По данным издания, главой новой компании должна стать вице-президент "Роснефти" Влада Русакова. С 2003-го по 2013 год она была членом правления "Газпрома".

— Как вы считаете, нужно ли создавать "Роснефти" отдельную структуру "Роснефтьгаз"?

— Если мы говорим с точки зрения того, что "Роснефть" нацелена на то, чтобы сделать прибыльным и развить именно свое газовое направление, то на самом деле какая-то структура необходима. То есть она может быть как внутри "Роснефти", организационная структура, но которая бы подчинялась одному вице-президенту, и дальше там уже важные вопросы выносились на рассмотрение правления, связанные с развитием отдельных крупных месторождений и так далее.

Или же это может быть как "дочка" со своими финансами, но опять-таки не будет интегрирована в структуру "Роснефти" и опять-таки с теми же самыми согласующими, грубо говоря, лицами из правления "Роснефти". В принципе, с точки зрения того, что хочет "Роснефть", а вот стратегию если почитать, то они хотят добиться добычи на уровне 100 млрд куб. м газа в год к 2020 году, интерес и внимание руководства компании, безусловно, к этому направлению должны быть более серьезными.

— Если "Роснефть" "дочку" все-таки создаст, на рынок как это повлияет?

— Не думаю, что это серьезным образом повлияет на рынок именно потому, что на текущий момент "Роснефть" уже является достаточно серьезным игроком на газовом рынке, и те контакты и контракты, и взаимодействие с другим рынком или с открытым рынком, они уже есть, просто они будут, если создастся "дочка", будут обосабливаться в ее отдельной структуре.

— А можно будет назвать эту "дочку", если она, конечно, будет, главным конкурентом "Газпрома" или нет?

— На самом деле говорить о том, что они будут конкурентами "Газпрома", наверное, сложно, потому что к 2020 году "Роснефть" своей целью по газовой стратегии ставит добычу на уровне 100 млрд куб. м газа в год, НОВАТЭК, в принципе, в этом ключе так же работает и другие независимые. Здесь вопрос на самом деле в другом может быть: то, что создание такого рода "дочки" или же большее внимание руководства "Роснефти" именно к газовому направлению должно подтолкнуть к тому, чтобы более интенсивно шла либерализация российского рынка газа.

Все независимые производители понимают, что газовый рынок является сейчас очень интересным и перспективным, особенно с точки зрения, если будет происходить именно либерализация рынка газа, повышение внутренних цен, возможность добиться какого-то определенного объема по экспорту газа. Это, в принципе, позволило бы многим независимым компаниям достаточно неплохо начать на этом бизнесе зарабатывать. На текущий момент то, что сейчас нефтяные и независимые газовые компании получают от этого рынка, — это не то, что получает "Газпром", работая в той же самой России или имея возможность зарабатывать за рубежом. То есть это разные порядки по доходам.

— Как раз про зарубежные поставки я хотел спросить. "Роснефтьгаз" может стать конкурентом "Газпрома" именно на европейском рынке или нет?

— Я полагаю, что на европейском рынке вряд ли, наверное, в краткосрочной перспективе или даже среднесрочной перспективе может стать конкурентом, потому что контракты достаточно длинные у "Газпрома" там, и претендовать на них наши независимые не могут. Но брать определенные заказы в тех же самых странах СНГ, возможно, каких-то других направлениях, тех же самых китайских и так далее, они могли бы, если бы им разрешалось входить в ту же самую газотранспортную систему "Газпрома" по экспорту или иметь возможность, грубо говоря, там сжиживать газ и поставлять его уже по широкому рынку, что тоже пока в принципе не разрешается.

— Вы тоже называли уже цифру в 100 млрд куб. м в год к 2020 году, по крайней мере, такие планы озвучивал Игорь Сечин, а сейчас компания от этих показателей далека?

— Сейчас да, сейчас по 2014 году компания с учетом того, что у них уже была "ТНК" и "Итера", они добыли 56,7 и 57 млрд куб. м газа в год. Это третий показатель по добыче после "Газпрома", у которого 467 и 470 млрд кубов, и НОВАТЭК с где-то 62-63 млрд кубов.

— А как вы считаете, до 2020 года "Роснефть" достигнет показателей, которые она определила для себя?

— Да, она может это сделать с учетом того, что они сейчас действительно начинают уделять внимание газовому направлению, начинают разрабатывать, не то что начинают, у них уже в принципе запускается много газовых месторождений, именно газовых месторождений, которые находятся на начальной стадии разработки. Так что в принципе в течение 3-4 лет сможет дать именно тот самый прирост в добыче, чтобы исполнить цель 100 млрд кубов.

Вся лента