"Порча имущества и угрозы журналисту — это просто нереализованное нападение"
Смоленская, Новосибирская и Иркутская области стали лидерами по количеству нарушений прав журналистов. Соответствующую карту на медиафоруме в Петербурге представили активисты Общероссийского народного фронта. Руководитель центра правовой поддержки журналистов, заместитель руководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко ответила на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.
По данным экспертов, семь российских регионов получили наивысший — красный уровень опасности. Там чаще всего происходят самые серьезные правонарушения, в том числе убийства и побои. Еще 16 субъектов были отмечены оранжевым цветом. В них встречаются повреждение имущества журналистов, запугивания и даже захват интернет-ресурсов.
— Если можно, поподробнее об этом исследовании — сколько регионов оно охватило, какое количество информации пришлось исследовать для того, чтобы получить эти цифры?
— Да, в понедельник мы подводили итоги работы нашего центра. Он был создан в прошлом году по итогам аналогичной встречи Общероссийского народного фронта с региональными журналистами, и в целом в течение года мы обработали 107 обращений. Некоторые из них, конечно, касались просто юридических консультаций, но, например, в воскресенье было 42 сообщения непосредственно о нарушениях закона в отношении журналистов, и в 30 регионах мы их выявили и зафиксировали. С учетом того, что у нас уже второй день в рамках форума работает приемная Центра правовой поддержки, где вместе с нашими экспертами работают и адвокаты Федеральной ассоциации адвокатов России, и лучшие юристы Академии им. Кутафина, у нас вот только за прошлый день 30 обращений от участников форума. Естественно, мы будем корректировать и нашу карту — три региона добавилось по отношению к тем данными, которые у нас были на начало медиафорума.
— Какие регионы самые небезопасные для журналистов в России?
— Мы различаем сначала по количеству нарушений. Тут лидеры — Хабаровский край, Новосибирская область, Бурятия, Воронежская область, Мурманская область, Еврейский автономный округ. Но что касается самых опасных регионов — это, безусловно, Иркутская область, Новосибирская область, где только три нападения на журналистов произошло, Республика Бурятия, где мы также рассматривали случай нападения на журналиста, причем на журналиста-сотрудника администрации муниципального района, и фактически это произошло на пороге администрации этого района. Та же Иркутская область, Амурская, Смоленская, Ханты-Мансийский автономный округ…
— То есть география самая широкая? Речь не идет о том, что в каких-то крупных регионах или округах это происходит чаще, достаточно равномерно распределяется красный цвет по карте нашей страны?
— Больше, конечно, это Сибирь, ХМАО, Иркутская область, Бурятия, Амурская область, Дальний Восток. Из центральной полосы у нас только два региона попали в красную зону — Смоленская область и Саратовская область, где были совершены нападения на журналистов.
— А есть статистика относительно того, как часто именно власти попустительствуют либо являются сами инициаторами нападения на журналистов?
— У нас такой статистики нет. В Иркутской области это резонансное убийство журналиста Ходзинского, которое было совершено вице-мэром Тулуна, и в Бурятии тоже случай был — сотрудник администрации. К счастью, нет повода для какого-то обобщения в этом плане, но мы, безусловно, считаем, что ситуация, складывающаяся в отношении соблюдения прав журналистов в том или ином регионе, связана в целом с социально-политической ситуацией в регионе, и власти этих регионов должны обратить внимание.
Властей Новосибирской области мы просили это сделать, потому что начинается все, если говорить о высокой степени опасности нападений, с угроз, и порчи имущества, потому что и порча имущества, и угрозы — это просто нереализованное нападение. Поэтому просим все регионы, которые попали в эти две градации, обратить внимание, разобраться, что у них там происходит и в связи с чем. Как правило, это сопряжено с какими-то нарушениями.
— Есть какие-то регионы, которые, по вашему мнению, являются наиболее спокойными для журналистской работы?
— У нас, слава богу, таких еще достаточно. У нас юг довольно спокойный, северо-западный округ, где большинство регионов пока у нас не закрашенные. Карелия, Мурманская и Архангельская области — только оттуда у нас поступали сигналы, и пока они находятся в довольно спокойной зоне. Они касаются распространения тиражей — незаконное повышение тарифов, то есть более мелких вещей, кроме Мурманской области, где есть проблемы с предоставлением информации и с аккредитацией журналистов.